Ушел и не вернулся… О священномученике Всеволоде Потеминском

Категория: Новомученики и исповедники
Священномученик Всеволод Потеминский. Фото из архива Николая Суханова

 Среди новомучеников Русской Православной Церкви есть имя священника Никольской церкви села Семуково (Республика Коми) отца Всеволода Потеминского. Составляя жизнеописание святого, я была удивлена тому количеству потомков батюшки, которые сегодня проживают в Коми. Они охотно поделились со мной ранее неизвестными подробностями из жизни священномученика Всеволода. Последние детали жития святого помогло узнать путешествие в зимнее Семуково, где с 1903 года служил батюшка в местной церкви. Завершилось исследование в Сыктывкаре, в «Долине смерти».

Долгожданный указатель на Семуково

Долгожданный указатель на Семуково

    

Глубинка Коми

Приблизительно в 68 километрах от Сыктывкара располагается Семуково – деревня на левом берегу реки Вычегда. Проводить нас вызвался глава сельского поселения «Кожмудор», в состав которого сегодня входит деревня Семуково, Анатолий Нефедов. На въезде в деревню нас встречает недействующая Никольская церковь – место трудов отца Всеволода. Сегодня трудно было представить, что в 1918 году в этом населенном пункте проживало полтысячи человек, а в 1926 году насчитывалось 117 дворов. В 2017 осталось всего 40 домов на единственной улице Береговая да 60-70 жителей. По словам Анатолия Нефедова, через 30 лет Семуково не будет существовать вообще. Доказательством его прогнозов служат уже закрытые детсад и школа, фельдшерско-акушерский пункт и почта, магазин. Центром притяжения жителей Семуково сегодня является Народный дом, в котором размещаются клуб и библиотека.

Глава СП Кожмудор Анатолий Нефедов и краевед Галина Семукова

Глава СП Кожмудор Анатолий Нефедов и краевед Галина Семукова

    

Последний старожил

Старейшим жителем Семуково является Елена Одинцова, которая в январе нынешнего года отметила свое 90-летие. В надежде что-нибудь узнать о батюшке Всеволоде мы заглянули в гости к ней. Елена Феодосиевна еще помнила то время, когда в юности посещала сельский храм, но, к сожалению, ни об отце Всеволоде, ни о его семье наша собеседница ничего не смогла рассказать – близко не была знакома с Потеминскими. Разговор наш проходил на коми языке, ответы Елены Феодосиевны мне переводила директор Народного дома и местный краевед Галина Семукова. «А как же отец Всеволод жил в этом северном краю и общался с паствой, пусть и близкой по вере, но чуждой по языку?» – думала я, слушая незнакомую речь.

– Наши бабушки мне рассказывали, – вспоминает Галина Константиновна, – на причастие они однажды подходят, а отец Всеволод их уже по-коми приветствует – вот чудо-то! Говорил батюшка с акцентом, интересно произносил коми слова, но понимал ведь и даже говорил по-коми!

Дом священномученика Всеволода Потеминского в Семуково (ныне разрушен)

Дом священномученика Всеволода Потеминского в Семуково (ныне разрушен)

    

Почему Семуково?

Как же все-таки вологодский священник оказался в глубинке Коми? Ответ нахожу в библиографическом справочнике «Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края», который сообщает, что отец Всеволод родился 30 марта 1870 года в городе Никольске Вологодской губернии в семье пономаря Ляменьской Благовещенской церкви Иоанна Потеминского. Окончил три класса Вологодской духовной семинарии. В 1890 году епископом Великоустюжским Иоанникием рукоположен во диакона к Симоноволомской Крестовоздвиженской церкви Великоустюжского уезда Вологодской губернии, также трудился диаконом в Халезской Введенской церкви Никольского уезда Вологодской губернии. В 1903 году Преосвященнейшим Алексием, епископом Вологодским и Тотемским, Всеволод Потеминский был рукоположен во священника Никольской церкви села Семуково.

Нерушимая церковь

– Народ-то в Семуково небедный был, – рассказывает Галина Константиновна. – В селе имелись три водяные мельницы, две мелочные лавки, три кузницы. Жители занимались земледелием, скотоводством, подрабатывали на сплаве леса. Поэтому в селе сначала построили деревянную церковь, а в 1900 году возвели уже каменный Никольский храм. Но архитекторы были не из местных. Тут одно время немцы жили, кто-то из них, возможно, проектировал Божий дом. А вот строили уже наши жители из кирпичей, которые изготавливали из местной глины.

Никольский храм Семуково в наши дни

Никольский храм Семуково в наши дни

    

– Церковь в Семуково при советской власти много раз закрывали, но священник Всеволод Иванович каждый раз добивался, чтобы ее открыли, – рассказывает директор музея соседней деревни Туискерос Антонина Турова. – Работая в архиве, я обнаружила документ, в котором семуковский церковный староста пишет, что церковь в селе закрыли неправильно. Обратила внимание на то, что документ составлен грамотно и написан красивым почерком. Не мог простой сельский староста так написать. Так и возникло предположение, что документ составлен и написан отцом Всеволодом. Сельчане подтвердили этот факт. А подписан документ был старостой.

После ареста священника вновь закрыли храм, но разрушить Божий дом не получилось – только колокольню разобрали, а храм как стоял, так и по сей день стоит. Уже в наши дни приезжали студенты и преподаватели одного из вузов Санкт-Петербурга и изучали состав кирпичей, которые не ломаются – ведь церковь не удалось разрушить безбожникам.

Кресты каждый раз чудесным образом вновь появлялись

Богоборцы пытались соскоблить кресты, вырезанные на стенах храма, но кресты каждый раз чудесным образом вновь появлялись. Тогда в храме открыли клуб:

– Тут и клуб был, и кинобудка. В притворе церкви разместили библиотеку, – рассказывает Галина Семукова.

Уже в наши дни храм восстановили, возобновились и богослужения.

– У нас так красиво было в церкви, но вот ее закрыли на ремонт. Колокольню захотели построить, – говорит Галина Константиновна.

Жертвователи решили восстановить колокольню, но не получилось, а удалось только на полметра поднять стены церкви с крышей и установить небольшой купол. Ремонтные работы идут и внутри храма, только затянулись они уже на восемь лет. В отсутствие церкви прихожане пока собираются на богослужение во временной деревянной сторожке, но:

– Мы очень ждем открытия нашего родного Никольского храма! По молитвам священномученика Всеволода Потеминского надеемся, что это радостное событие произойдет уже через год, – выражает надежду Галина Константиновна.

Пример святителя Николая

Это не случайно, что отец Всеволод трудился в храме святого Николая Чудотворца – он и в своей жизни повторял подвиг святителя. Когда внук отца Всеволода, Николай Суханов, рассказывал о священномученике – своем деде, то мне казалось, что страницы жития Николая Чудотворца оживают перед моими глазами. Однажды в Семуково выдавали замуж девушку из бедной семьи. Рано утром на окошке своего дома бесприданница нашла мешочек с деньгами. Сельчане догадались, что помощь так своевременно подоспела от отца Всеволода.

Дети

Старожил Александра Ивановна Одинцова передала местной хранительнице истории села Семуково Галине Константиновне трогательное воспоминание о батюшке Всеволоде из своего детства:

– Однажды привели двухлетнюю Александру в церковь, – рассказывает Галина Семукова, – и во время службы родители не уследили за девочкой, которая, обследовав каждый уголок в Божием доме, наконец забежала и… в алтарь. Отец Всеволод не возмутился, не рассердился, а бережно взял малышку на руки и, словно ангела, вынес из горнего места, передал родителям, попросив только, чтобы присмотрели за ребенком.

Дочь отца Всеволода Потеминского - Варвара. Фото из архива Николая Суханова

Дочь отца Всеволода Потеминского - Варвара. Фото из архива Николая Суханова

    

Другая современница отца Всеволода, Варвара Васильевна Семукова, рассказывала, что она родилась здесь, рядом с церковью, в 1908 году и помнит и матушку, и детей отца Всеволода, среди них была и дочь Варвара.

– Так батюшка каждый год проводил специальную службу для нас, двух Варвар! – в простоте своего сердца рассказывала Варвара Васильевна, видимо, подразумевая ежегодную литургию, которую служил отец Всеволод в день великомученицы Варвары.

Неожиданная находка

Заботился батюшка и об образовании своей паствы. В период служения на семуковском Никольском приходе состоял законоучителем местной церковно-приходской школы. В музее деревни Туискерос сегодня хранятся учебники, которыми пользовался еще отец Всеволод.

Книги священномученика Всеволода Потеминского в музее деревни Туискерос

Книги священномученика Всеволода Потеминского в музее деревни Туискерос

    

– А как эти книги удалось сохранить? – интересуюсь я у заведующей деревенского хранилища истории Антонины Туровой.

– Когда Никольскую церковь разрушали, то книги, иконы выбрасывали на улицу, чтобы потом сжечь, а местные жители подбирали святыни и уносили домой. И когда церковь несколько десятилетий назад вновь открыли, местные жители стали приносить святыни обратно. Настоятелем Никольского храма в то время был иеромонах Тит, который и передал старинные книги священномученика Всеволода Потеминского в наш музей, – рассказала Антонина Михайловна.

Когда церковь вновь открыли, местные жители стали приносить святыни обратно

Так в числе экспонатов музея теперь можно увидеть «Учебную Псалтырь» – издание училищнаго при Священном Синоде совета 1831 года; «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа» в русском переводе, выпущенный по благословению Святейшего Правительствующаго Синода 1908 года; «Учебное руководство по Закону Божию» по программе церковно-приходских школ и ветхую книгу «Первое наставление детям» – вот и все, что осталось в настоящее время от богатейшей библиотеки батюшки. О ее существовании я узнала от внука священномученика Всеволода, Николая Суханова, проживающего в Сыктывкаре.

Потайная комната

Николай Суханов о библиотеке дедушки тоже узнал случайно. В детстве часто бывая в доме отца Всеволода в Семуково (уже после ареста священника), Николай Владимирович обнаружил одну заколоченную комнату, куда войти не было возможности – так родные отца Всеволода пытались сохранить кабинет батюшки от вторжения безбожников – просто заколотили его досками, и он стал невидим для врагов Церкви. Но в окно внук рассмотрел тайную комнату до мельчайших подробностей: письменный стол отца Всеволода, шкаф для одежды и библиотеку.

– Библиотека дедушки была огромной. Там даже книги были сгруппированы по темам, – вспоминал Николай Владимирович.

Дом священномученика Всеволода мне еще посчастливилось увидеть, когда я приезжала в Семуково 10 лет назад – это была простая деревянная изба, выкрашенная в голубой цвет. Мимоходом сделала снимок, и мне тогда казалось, что дом батюшки будет стоять вечно, а со временем, возможно, здесь откроют музей священномученика Всеволода Потеминского. Но сегодня оказалось, что:

– Дом разобрали потомки отца Всеволода, – с сожалением рассказала Галина Константиновна, – и построили на этом месте дачи. Теперь остались со времен нашего батюшки только старые тополя…

Смутное время

В каждом воспоминании о священномученике Всеволоде, которыми со мной делились люди, даже никогда не видевшие батюшку, было заключено столько тепла и света. Еще о двух эпизодах, свидетельствующих об отношении местных жителей к отцу Всеволоду, рассказала Антонина Турова.

За служителя религиозного культа заступался комитет бедноты

– Вы часто такое наблюдали в истории, когда за служителя религиозного культа заступался комитет бедноты? – интригует Антонина Михайловна. – А вот в истории Семуково имеет место такой факт. В архиве мне случайно удалось найти документ – заявление семуковского комитета бедноты в горисполком села Айкино, чтобы с Всеволода Потеминского как со священника сняли наложенную на него контрибуцию в три тысячи рублей. Потому что он не зажиточный, с прихода берет очень мало, а кроме положенного мешка – само население назначило ему такую плату за требу, он лишнего не берет, и у него нет возможности эту контрибуцию платить. Это ведь тоже показатель того, как население уважало священника, если комбед за батюшку заступился! А мешок чего – не было указано, может, крупы или картофеля.

То, что в Семуково никто из местных жителей не погиб в смутное время, когда село переходило то к белым, то к красным, – тоже, считает Антонина Михайловна, заслуга отца Всеволода:

– Старожилы мне рассказывали: когда вошли в Семуково белогвардейцы, и староста села Марья понесла им список активных коммунистов, то встретила на своем пути отца Всеволода. И батюшка убедил женщину не делать этого, она послушала священника и вернулась в свой дом.

Аресты

Такой авторитет простого сельского батюшки среди местного населения, конечно, не давал покоя безбожным властям, которые стали искать повод очернить священника. Трижды отец Всеволод подвергался судам – в 1928, 1934, 1936 годах. Вместе с внуком священномученика Николаем Сухановым мы были удивлены абсурдности обвинений отца Всеволода. Так, в 1928 году его подвергали суду за незаконное получение земли, но в том же году оправдали. В 1934 году – за спекуляцию хлебом, и тоже священник был оправдан. В 1936 году – за расхищение пиломатериалов и несоблюдение санитарных норм.

Ушел и не вернулся

Настал 1937 год. По обыкновению, батюшку пригласили на требу в соседнюю деревню. Больше священника никто не видел.

– Пригласили отца Всеволода на крестины, с которых он домой не вернулся. В селе никто долгое время не знал, куда ушел батюшка, – рассказывает Галина Семукова.

И до сих пор в Семуково хранится трогательное воспоминание о матушке Агнии – супруге отца Всеволода Потеминского, которая долгие годы ждала возвращения батюшки и отошла ко Господу в возрасте… 102 лет.

Начало поисков

Судьбу отца Всеволода спустя годы попытался выяснить его внук – Юрий Цибенко. Он первый из родных прочел архивы. Эдика Михайловна, жена Юрия Антоновича, вспоминала о тех днях: «Муж вернулся домой грустный, был не в себе...» О чем узнал Юрий Антонович? О том, что отца Всеволода взяли по ложному доносу. Быстро сфабриковали дело, которое было проведено с грубейшими нарушениями норм УПК: право на защиту не обеспечено, обвинительное заключение не мотивировано и прокурором не утверждено, а поэтому постановление тройки от 16.09.1937 г. было отменено и делопроизводство 07.12.1988 г. прекращено за отсутствием состава преступления…

О чем рассказал протокол допроса

Что же на самом деле произошло в далеком 1937 году, позволил узнать протокол допроса священномученика, копию которого мне для работы передал внук священномученика, Владимир Суханов. Итак, батюшку арестовали 7 августа 1937 года. На момент ареста из всей большой семьи отца Всеволода Потеминского, а у супругов было шестеро детей, в Семуково находилась только матушка Агния. Дети к тому времени разъехались и проживали в разных городах России, три дочери на момент ареста отца Всеволода находились в Сыктывкаре, не ведая тогда о том, что в это время в сыктывкарской тюрьме томился их отец.

Самым страшным местом в Сыктывкаре была не городская тюрьма, а внутренняя тюрьма ОГПУ НКВД, которая размещалась в бывшем доме купчихи Суворовой (ныне это здание, переделанное с фасада, принадлежит МВД Республики Коми – прим. Н.П.).

– Это самая страшная тюрьма 1937-38 годов, – рассказывал историк Михаил Рогачев в ходе экскурсии «Пешком по Усть-Сысольску», – сюда арестованных привозили только на допросы. Сохранилась и комната допросов с вмонтированной в пол табуреткой.

Мы связались с пресс-службой МВД Республики Коми и попросили фото кабинета, где в 30-е годы допрашивали подследственных. Снимок получили уже на второй день. Увиденное шокировало: подвальная комната, обшарпанные стены. Нужно было обладать большой силой духа, чтобы в такой обстановке не потерять самообладания и спокойно отвечать на вопросы следователя.

Многие вопросы следователя, зафиксированные в протоколе допроса священника Всеволода Потеминского, вызывали недоумение. Так один из них касался радиоаппарата, который отец Всеволод хотел установить в своем доме, «чтобы знать, что делается». Но это тоже было вменено батюшке в вину

– Радиоаппарат вы были намерены использовать для антисоветской работы, – не унимался следователь. – Вы заявляли, что в гости идут японцы и немцы?

Подтверждая свое желание установить радиоаппарат, отец Всеволод не может понять, при чем здесь японцы и немцы: «Что же касается японцев и немцев – я не помню, по-моему, я такого не говорил».

Отец Всеволод обвинялся и в том, что «подготовлял кандидата в советы из числа контрреволюционных элементов»:

– В мае месяце 1937 года вы говорили, что при новых выборах по новой сталинской конституции надо выдвигать в совет Д.А. Одинцова, он умеет ходатайствовать за церковь, – спрашивает следователь.

– Первую часть вопроса – в отношении Одинцова Д.А. – я не подтверждаю, – отвечает отец Всеволод.

Протокол допроса отца Всеволода Потеминского

Протокол допроса отца Всеволода Потеминского

    

Несмотря на то, что практически на все вопросы следователя отец Всеволод дает отрицательные ответы, следствием было установлено: «Обвиняемый Потеминский В.И. систематически проводил контрреволюционную деятельность, направленную против мероприятий советской власти. В июне месяце 1937 года распространял провокационные слухи о войне и падении советской власти. Проводил подготовку к выборам в советы, выставлял кандидатуру из числа контрреволюционных элементов и агитировал среди населения за поддержку этих кандидатур. Обвиняемый Потеминский В.И. виновным себя признал частично».

Вещественных доказательств по делу не оказалось. Однако следствие по делу было закончено, и предъявленное обвинение доказано. Дело было передано на рассмотрение Тройки УНКВД Коми АССР.

Тройкой УНКВД Коми АССР отец Всеволод Потеминский был осужден 16 сентября 1937 года по ст. 58-10 ч. 1 и приговорен к высшей мере наказания. Расстреляли священномученика Всеволода Потеминского в Сыктывкаре 19 сентября 1937 года.

В «Долине смерти»

Основным местом расстрелов в 1937-38 годах был участок леса между поселками Верхний и Нижний Чов. Там находилось и кладбище заключенных.
Когда уже в наше время делали дорогу, соединяющую город Сыктывкар с микрорайоном Эжва, строители брали песок из лесного карьера, в котором обнаружили человеческие кости и черепа. Останки захоронили, а дорогу закатали асфальтом. Но на этом участке трассы стали происходить автомобильные аварии и гибли люди. Поэтому в народе этот участок дороги и получил название «Долина смерти».

На одной стороне трассы был установлен поклонный крест в память обо всех невинно убиенных, на другой – на высокой сосне поместили икону российских новомучеников. Был ли среди казненных здесь христиан священномученик Всеволод Потеминский, мы доподлинно не знаем – это лишь одно из печально известных в Сыктывкаре мест расправы над священнослужителями.

    

Послесловие

«Возвращение» отца Всеволода

Удивительным образом священномученик Всеволод Потеминский «вернулся» уже в наше время к своим родным. Внучка отца Всеволода, Амалия Анатольевна Потеминская, обнаружила негативы, которым много десятков лет. По словам женщины, они принадлежали ее отцу, Анатолию Потеминскому. Он любил фотографировать, и в семье даже был свой фотоаппарат-треножник. Негативы проявили и напечатали фотографии – на одном из снимков был запечатлен отец Всеволод незадолго до своей мученической кончины за Христа…

Наталья Прокофьева

7 марта 2017 г.

Просмотров: 1546