«Взяла мое сердце Себе, сроднила с Собою».

Категория: Михново

30 июня сего года в Московской Духодной Академии состоялся семинар, посвященный богословскому наследию новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Ниже представлен доклад доцента МДА Павла Кирилловича Доброцветова, прозвучавший на этом семинаре.

Ссылки приводятся автором доклада по изданиям «Протоиерей Понтий Рупышев. Жизнеописание. Духовное наследие» (Т.1) и «Протоиерей Понтий Рупышев. Духовное наследие. Михново. Воспоминания» (Т.2). Обе книги вышли в 2016 году в московском издательстве «Паломник». Настоящая публикация приурочена к 140-летнему юбилею о.Понтия, который будет отмечаться 18 августа.

«Взяла мое сердце Себе, сроднила с Собою».

Из высказываний о. Понтия Рупышева о Божией Матери

1. Участие Божией Матери в жизни о. Понтия

Вся духовная жизнь о. Понтия Рупышева проходила под знаком участия в ней Божией Матери. Еще «в 16 лет он имел видение Божией Матери с младенцем Христом» (Т. 1. С. 607).

Также в его дневниках неоднократно встречаются описания переживания духовного действия на него молитвы к Пресвятой Богородице в течение его пастырского служения: «Сегодня за всенощным бдением моему духовному взору так ясно открылся образ Матери Девы в столь пленительной и непостижимой духовной красоте, что дух мой восхитился Им, душа пленилась, сердце взыграло, и было такое у меня чувство и состояние, что я готов был бы вечно познавать, любить крепко, всем существом своим созерцать и наслаждаться красотою сего Образа в Его непостижимости. Так Он невыразимо обаятелен, прекрасен, велик, свят. Ведь и святые Ангелы удивляются Ему, не будучи в состоянии уразуметь высоту Его. Так Господь прославляет Свою Матерь. Я давно уже молил Господа и Божию Матерь, чтобы Они дали мне любовь к Ней, и болели душа и сердце мои, что таковой у меня не было, — и вот сегодня я почувствовал ее,
и она овладела всей душой моей. Но это ведь только начало.
Пусть она разгорается в великий пламень, пожирающий всякую нечистоту, неразумие, побеждающий всякую злобу. 26/XII 1925 г» (Т.1. С. 152).

«Во время молебна Божией Матери, который я служил в усыпальнице при церкви Меречь-Михновской, после Евангелия я получил извещение от Нее, что Она слезами вымолила у Бога отвращение какого-то бедствия от семьи Корецких, а быть может, и от меня с ними. При этом у меня в груди радостно забилось сердце, как бы отдельно от тела, так что я едва выносил полноту этой радости, а с груди и души моих сошла какая-то тяжесть» (Т.2. С. 16).

«10.05.1933 г. н.ст. в 9 ½ часов вечера, по прочтении мною вечерних молитв, когда я читал тропарь Божией Матери пред Ее иконой Казанской и мысль моя одновременно обратилась к Киево-Печерской Ее иконе с сильным порывом души к Ней, — Божия Матерь духом двинула мое сердце, так что оно стало иметь самостоятельное духовное движение помимо тела. Этим Она привлекла или, скорее, взяла мое сердце Себе, так что, я чувствую, сроднила (с Собою)» (Т. 2. С. 29).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассуждения о Пресвятой Богородице о. Понтий строит не только на основании своего духовного образования или круга чтения, но на основе тайнозрительного молитвенного опыта и богомыслия.

2. Святость Божией Матери

Событие зачатия Божией Матери праведными Иоакимом и Анной о. Понтий называет «переломом» в истории Домостроительства спасения: «Праведность святых Иоакима и Анны, родителей Божией Матери… Зачатие Ее ими есть перелом в отношении Бога к миру, избравшего Ее быть Матерью Своего Сына.» (Т. 2. С. 123).

Причиной этого Божественного избрания является святость Пресвятой Богородицы: «Святость Божией Матери была столь велика, что Бог Отец избрал Ее быть Матерью Своего воплотившегося Сына. Вследствие сей святости Своей Она стремилась желанием или любовью к Богу, принимая в Себя Божественную Мудрость и усовершаясь в поучении Ей» (Т.1. С. 134 – 135).

Святость Божией Матери о. Понтий возводит к Ее нравственным качествам, которые проявились в том числе в важнейшем событии Благовещения: «В Божией Матери они [маловерие и неверие – П.Д.] отсутствовали, а потому Ее вера
достигла совершенства до осязательности в воплощении от Нее Сына Божия, так что Ее не поколебала и крестная смерть, и страдания Его» (Т.2. С. 70). «Она не испытывает [т.е. не любопытствует по поводу. — П.Д.] образа зачатия, но предает Себя воле Божией. Так в Деве обнаружились великий разум и простота [и крепость – П.Д.] веры Ее в то, что для Бога нет ничего невозможного» (Т. 1. С. 345).

Божия Матерь, вынашивая Свой Дивный Плод во чреве, проявила необычайную внутреннюю возвышенность: «Лишь необыкновенной возвышенностью духа Девы Марии можно объяснить возможность такого
разумного пророческого вещания чрез Нее Cвятого Духа» (Т. 1. С. 346), пишет о. Понтий, имея в виду знаменитую Песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46).

Святость Божией Матери тесно связана с Ее смирением: «По преданию, Божия Матерь, читая о зачатии Сына Божия от некой Девы, пожелала быть у Нее последней служанкой. Но то было бы неудивительно, если бы Она была обыкновенной верующей женщиной, рядовой, но Она ведь имела служение ангельское, даже архангела, жила при святом святых, куда и введена была первосвященником Захарией, что было явлением и не законным, а лишь по повелению особому Божьему бывшим, а потому и чрезвычайным — и после того не возгордилась, обнаружив в Своем пожелании и чрезвычайное смирение, хотя и вела при том жизнь необыкновенно высокую по святости. Так и среди верующих. Когда обыкновенный из них желает хотя бы последним быть в Царствии Небесном, то сие и есть обычное смирение. Когда же праведный так думает, то сие есть знак глубочайшего, поистине Божественного смирения» (Т.1. С. 154).

Очевидно, что это смирение послужило мощным оружием против диавола: «Господь выдержал искушение от врага в пустыне и на кресте победил его, после чего он не смеет приступать к Нему, а лишь к слугам Его. К Божией Матери враг не смел и вовсе приступить. 1927 г.» (Т. 1. С. 85). «Она терпела напасти совне и скорбит сострадающею любовию: при жизни — в отношении Иисуса Христа, а по успении Своем — в отношении верных. 1933 г. Келья» (Т.1. С. 161).

Говоря о святости Божией Матери, как и в случае размышлений на иные темы библейской истории, о. Понтий стремится выводить духовно-нравственные уроки для современного христианина: «Живя при храме Иерусалимском, Дева Мария стояла в центре политической церковной и общественной жизни евреев, Своего народа, наблюдая ее и поучаясь, но не участвуя в ней. Так как Она была чиста и свободна от грехов и страстей, то Ей не было и необходимости входить в нее, но силою обстоятельств Она имела решающее на нее влияние. Такова сила святости… По достижении же святости христианин всегда будет иметь влиятельное участие в жизни св. Церкви и мира 1925 г.» (Т.1. С. 124). «Когда Божия Матерь введена была в храм, то таково было состояние еврейской церкви, что вводивший Ее первосвященник Захария был убит в храме. Однако это не служило препятствием к благодатному воздействию на Божию Матерь, ибо еще не окончилось время ветхозаветной Церкви. Так и нам не нужно смущаться грехами наших пастырей, из-за которых благодать Божия не отступит от Новозаветной Церкви, доколе не окончится время, во Второе Пришествие Христово. 1924 г.» (Т. 1. С. 220 – 221).

О. Понтий обнаруживает в Божией Матери следующие Ее духовные качества и подвиги, вознесшие Ее на столь великую высоту.

1) Всецелая верность Богу и обращенность к Нему: «Сатана теперь развязан. Его козней может избежать смиренный, отдавшийся всецело Богу, как Божия Матерь» (Т. 1. С. 204).

2) В целом — подвижничество, обращенное на духовное усовершенствование себя: «Когда верующий старается о разрешении вопросов личности путем подвига и нравственного усовершения, он достигает блаженства во святых, где преимущественно почивает любовь. Когда он старается о разрешении вопросов общественных и государственных (например, современные в Польше епископы), он достигает блаженства в правде. Примеры Божьей Матери, Иоанна Крестителя, большинства святителей и подавляющее число прочих святых, мучеников, преподобных и т. д. показывают, что 1-й путь ближе к истине и блаженнее. Итак, не стремись к власти и почестям.» (Т. 1. С. 124). Следствием этого внутреннего созерцательно-молитвенного подвижничества стала свобода Ее от страстей: «Божественного смирения достигает очистившийся от них: свободный же от них пребывает в нем, как Божия Матерь» (Т.1. С. 109 – 110).

3) Девство и Богоматеринство Божией Матери, тесно связанные между собой. Если в обычной духовной жизни женщины избирают либо тот, либо другой путь – материнства в семейной жизни, либо девства (монашества), то, по словам о. Понтия «Божия Матерь — совершенный человек по естеству, как раскрывшаяся душой в материнстве. Она же совершенна по духу, как сохранившаяся в совершенном девстве» (Т.1. С. 141). Этот факт труднопостижим, это тайна девства-материнства Богородицы: «Какое высокое сознание девства при столь
чрезвычайном материнстве — состояние Божией Матери, непостижимое никаким высшим тварным умом, лишь отчасти познаваемое и постигаемое» (Т. 2. С. 214).

Впрочем, говоря о девстве Божией Матери, о. Понтий вслед за апостолом Павлом традиционно отдает предпочтение девству в духовной жизни: «Сам будучи непричастен брачному состоянию и сохранив Свою Матерь Девственницею, Господь сим показал, что безбрачное состояние для добродетели есть наивысшее» (Т. 1. С. 255). «Христос тем, что был не женат, показал, что Адаму не обязательно было бы соединение с женою. Божия Матерь тем, что родила без мужа, показала то же.
1931 г.» (Т. 1. С. 257).

3) Обитание Бога в Божией Матери: О. Понтий говорит, что Божия Матерь есть «чрезвычайно облагодатствованная Святым Духом» (Т.1. С. 161). «Божия Матерь имеет совершенное участие в ней (Божественной жизни), остальные святые — несовершенное» (Т.1. С. 156). О. Понтий пишет и о своем опыте богомыслия о Божией Матери: «На утренней молитве Божией Матери я усладился словом Владычице и понял, что это есть владычество Святого Духа через Нее и в Ней за Ее смирение и любовь, и горько мне стало от моей гордости» (Т.1. С. 163).

При этом о. Понтий находит различие между соотношением Божества и человечества во Христе и в Божией Матери: «В лице Иисуса Христа человеческое естество в состояние, превысшее всякой возможности для него, возводится с совершенным, безмерным обузданием его естественных
потребностей и отправлений — для наиболее совершенного действия и жизни в нем Божества. В лице же Божией Матери Бог распространяется в естестве, но в такой безмерной степени, что Она, Божия Матерь, и есть превыше превосходно Херувимов и Серафимов. Отсюда обращение ко Христу с просьбой о духовных дарованиях и к Божией
Матери о земных нуждах и в бедствиях и искушениях» (Т.1. С. 142).

По словам о. Понтия, Божия Матерь ввела свое человеческое естество в жизнь духа: «Если преподобные достигали не только победы над
страстями, но и господства над самым естеством, то более
совершенное состояние заключается в том, чтобы естество
ввести в жизнь духа, в которой, сохраняя полноту своей
жизни, оно становится и его совершенным орудием. Но полнота эта уже не животная, но тонкая, духовная. Таково было
естество Божией Матери, Иоанна Богослова» (Т.1. С. 158). То есть, по мысли о. Понтия, если в первом случае могла идти речь о так называемом умерщвлении плоти, распятии плоти в напряженной борьбе со страстями, минимизации роли плоти в жизни человека, то во втором случае — случае Пресвятой Девы, речь идет полном благодатном преображении плоти.

И вновь совершенство Божией Матери о. Понтий сопоставляет с совершенством человеческой природы во Христе как муже: «Высшее выражение возможного господства над естеством в муже явлено в лице Иисуса Христа Богочеловека, в Котором естество мужа и Бога соединилось в одну личность, хотя и не слилось. Высшее выражение возможной полноты естественной жизни по духу, возвышенной до совершенства, явлено в лице Божией Матери — Девы Марии, Которая по особенному наитию Святого Духа, в Ней почившего, зачала и родила столь исключительную личность и единственную, как Иисус Христос. Отсюда и для мужа и для жены вся суть их состояния и жизни — в жизни в Боге и пребывании в Нем» (Т. 1. С. 260).

4) Не менее важно, на что указывает о. Понтий — сострадательство, участие Божией Матери в страданиях Своего Божественного Сына: «Божия Матерь более всех соболезновала Иисусу Христу в Его страданиях, вместе с Ним пережила их» (Т. 2. С. 200). По словам о. Понтия, «Божия Матерь подняла на Себя всю злобу мира и искушения, связанные с воплощением от Нее Иисуса Христа» (Т.1. С. 151). «Люди весьма ценят способность и знание, как направить других людей или какое-нибудь дело к известной цели или идее. То же и в св. Церкви. Но не стали они ценить способности и знания, как выстрадать или вынести до конца то или иное. А это главное. Последнее относится к Божьей Матери. Во Христе — то и другое. И вот Она оказалась выше всякой твари» (Т. 1. С. 125).

Иногда о. Понтий пишет о сораспятии Божией Матери Своему возлюбленному Сыну: «Божия Матерь в Своем смирении распинается равно со Своим возлюбленным Сыном в Его любви» (Т.1. С.187). Он поясняет в другом месте: «Когда сердце сострадает кому-либо в чем-либо, то оно несет с ним подвиг в его скорби в мере и силе своего сострадания. Пример — Божья Матерь при Кресте Иисуса Христа» (Т.1. С. 71).

При этом о. Понтий говорит не только о сораспятии Божией Матери Своему Возлюбленному Сыну, но даже о своего рода соумирании с Ним: «Особо от всех женщин стоит Божия Матерь. Она распространилась любовью в естестве чрез материнство, но в Боге и для Него, но им же [естеством] и умерла при кресте и смерти на нем Иисуса Христа, оставшись, однако, жива духом, а в нем и по естеству. Так в Ней жизнь духа
победила смерть душевную» (Т. 1. С. 262 – 263).

Впрочем, эти высказывания не переходят тонкой грани между Православным учением о Божией Матери и католической мариологии с ее учением о Деве Марии как «соискупительнице». Более того, о. Понтий высказывается в этом отношении весьма резко: «Почитание римокатоликами Божией Матери есть подлинное распятие Ее. Наместничество Христово на земле в лице папы римского, непорочное зачатие Божией Матери и прочее есть издевательство над Иисусом Христом, Ее Сыном и Его жертвой за спасение мира, и любовь Ее к Нему невыносимо страдает, а смирение Ее не может требовать возмездия Его хулителям у Него же. Обращение католичества к сердцу Иисуса или Божьей Матери свидетельствует о недостатке в нем [в католичестве] любви, ибо оно [это обращение] неестественно»(Т.1. С.187)

Поэтому Божия Матерь хотя и не соискупительница, но можно сказать «сострадательница» Своему Сыну.

5) Усыновление Божией Матерью человеческого рода: «Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин.19,27). Если Я, Иисус Христос, родил вас в вечную жизнь в Боге, усвоив вас Себе чрез воплощение и страдания, то Матерь Моя, Дева Мария, есть Матерь и ваша, как возвысившаяся в Своей любви и сострадании Мне до Божественной, умерев для всего земного, как бы оно высоко ни было» (Т. 1. С. 435), - говорит о. Понтий как бы от Лица Самого Господа Иисуса Христа в своих евангельских схолиях.

А отсюда становится ясной и близость Богородицы к нам, к роду человеческому: «На этом пути духовного возрастания наши помощники — Божия Матерь и все святые, на соединение с которыми мы и идем, чего я желаю вам.» (Т. 2. С. 96). «Такова близость к нам Божией Матери, ибо все мы составляем со Христом единое тело» (Т. 2. С. 204).

Все это возвело Божию Матерь на несказанную высоту, проявляющуюся в следующем:

1) Она взошла превыше Ангельских Сил:

«Так в Ней жизнь духа победила смерть душевную… а по девству и величию духа Она выше всех дев несравненно. Поэтому Она бесконечно выше не только всех женщин, но и ангелов, даже самых высоких» (Т. 1. С. 262 – 263).

Толкуя строки богослужения из «Октоиха» «Июнь, день 10-й, утреня. Канон, песнь 4-я, тропарь 4-й Божией Матери: «Многоочитая, Твоея чистоты, неусыпно, Богородительнице Чистая, побеждаются зрети: сих бо,яко Владычица, предваряеши всегда и присно предвидиши рабы
Твоя
», о. Понтий пишет: «Это значит: многоочитые Херувимы не в состоянии непрестанно зреть чистоту Твою, Богородительница, но побеждаются остротою, силою и проникновенностью Твоего взора, ибо Ты, как Владычица, предваряешь их могуществом его [взора] свойств и в несравненной мере всегда чрез него
предваряешь совершенным знанием рабов Своих. Если так
немощны пред Божьей Матерью Херувимы и Серафимы, то
что и говорить о человеке! Поэтому смиряйся совершенно
пред Ней» (Т. 2. С. 223), и в другом месте добавляет: «Божия Матерь — Ты радость не только людей, но и Ангелов! (Т.1. С.157).

2) Почитание со стороны Своего Сына:

«Пресвятая Дева Мария как мать пользуется почитанием от Иисуса Христа как Своего Сына. О непостижимость Божественного смирения! Бог в лице Иисуса Христа воздает почитание человеку в лице Девы Марии. За Свое смирение Она безмерно возвышена над диаволом, но Божественное
смирение несравненно превосходнее Ее смирения» (Т.1. С. 162).

3) Теснейшее единство со Христом в связи с Его Воскресением и Ее воскресением (Успением):

«Воскресение Иисуса Христа из мертвых есть радость бытия для всех тварей. Этой радости еще никто не удостоился, кроме Божией Матери» (Т.1. С. 163).

4) Владычество над миром и предстательство за Россию и за весь мир:

О. Понтий, высказывая интересные пророческие мысли о будущих (нынешних для нас) временах истории Церкви и мира, пишет: «Верующие цари совместно с верными будут управлять жизнью своих царств и народов. Царствовать же над всем миром, исключая явно отступившие от Бога царства и народы, будет Божия Матерь. К 7-му периоду жизни Св. Церкви на земле число верующих на земле почти совершенно истощится, и тогда зло воцарится на ней в лице антихриста. Царствование же тогда над миром примет Сам Христос. 1927 г.» (Т.1. С. 173 – 174).

О предстательстве Божией Матери за наше Отечество о. Понтий пишет так: «Когда Россия заставила своего царя последнего отречься от престола, то Господь готовил последний суд Свой над миром… Народы возжелали бы опять правителя, и явился бы антихрист, уже готовый. Но предстательством Божией Матери Россия еще помилована» (Т. 1. С. 191). «Отец Иоанн (Кронштадтский. - Ред.) умер, и разразилась война и революция. Теперь верные держатся только молитвами Божией Матери» (Т. 1. С. 270). «Разрушение храма Христа Спасителя в Москве есть знамение, что Христос уже не почитается русским народом, но отвергается. О том же свидетельствует и разрушение Иверской часовни Божией Матери там же, относительно Ее личности. Впрочем, Ее икона оттуда находит приют в глухих местах. Это есть знамение, что Божия Матерь не оставила
верных в Москве, но учит их так же в смирении и унижении
укрываться от врагов Ее Сына, как укрывается от них Ее
икона, и Она будет молиться и молится о них, дабы они могли во благочестии спасаться» (Т. 1. С. 212).

Как известно, вся Святая Троица осуществляет Свою промыслительно-спасительную деятельность по отношению к человечеству. Участвует в этом и Пресвятая Дева вместе с сонмом святых. На основании своего обостренного богомысленного и молитвенного видения о. Понтий проводит определенное различие между деятельностью Христа как Сына Божия и Его Матери: «Если Христос утешает верных в скорбях по Божеству, то Божия Матерь снисходит к ним в этом утешении по человечеству» (Т.2. С. 67). «Божия Матерь нас скорбями не поражает, но сострадает нам в них постольку, поскольку мы с верою, кротостью и преданностью Промыслу Божию несем их. Если же мы сознательно отчуждаемся от Духа Божия, то и Она отчуждается от нас, и это отчуждение тогда для нас хуже скорбей, ибо тогда мы лишаемся Ее благодатного заступничества пред Ее Сыном и утешения. Божия Матерь не потерпит сознательного распятия нами Ее Сына, а тогда и Сын Ее может оставить нас следовать своей злой воле. Тогда скорби оставят нас, и мы будем благополучны, но это уже будет указывать на грозящую нам вечную гибель. Здесь сказывается характер духовного отношения к нам Иисуса Христа и Его Матери и различие того и другого» (Т.1. С. 157-158).

О. Понтий как бы отсюда в другом месте выводит особую роль Пресвятой Девы в попечении о мире: «Божия Матерь покрывает Своею благодатию кающихся грешников и впадающих в заблуждение праведников преимущественно пред благочестивыми подвижниками веры» (Т.2. С.122). «Божия Матерь… терпела напасти совне и скорбит сострадающею любовию: при жизни — в отношении Иисуса Христа, а по успении Своем — в отношении верных. Поэтому Она преимущественно Утешительница их» (Т.1. С. 161).

5) Торжество над диаволом:

С одной стороны, о. Понтий пишет о том что эта власть была дарована Божией Матери Самим Христом перед Ее Успением: «Власть [сатаны] самая страшная, и Божия Матерь молилась Своему Сыну об избежании ее при разлучении души Ее с телом. Кольми паче нам о сем нужно молиться. А современные люди, по-видимому, рады этой власти, ища лишь земного покоя» (Т. 1. С. 66).

С другой стороны, о. Понтий находит своего рода юридический аспект победы Божией Матери над диаволом в претерпении Ею неправедного гонения: «Когда порицают нас за правильные поступки, тогда
возвышают нас над собой и умножают нам право нравственного суда над порицающими. На земле это выразится в господстве духовном, а на небе — в правосудии Божием. Какую же великую власть и право над сатаною и его
слугами получила Божия Матерь, оклеветавшаяся ими!» (Т. 1. С. 238).

3. Молитва к Божией Матери

По словам о. Понтия, « пред Божьей Матерью нужно благоговеть со страхом» (Т. 2. С. 210). Причем идеалом является не просто просительная молитва, но своего рода «вчувствование», вживание в жизнь Божией Матери: «Уметь искать не своей радости, но радоваться радостью и блаженством Божиим, Божьей Матери и святых — есть знак высокого и благородного духа, не ищущего своего, не следующего самолюбию и себялюбию» (Т.1. С. 77). «Сегодня перед всенощной в церкви я опытом дознал,
что если мы внимательны к себе и в своих отношениях
к Богу, Божией Матери и святым, то и дух хулы не приступает к нам. Но лишь только мы допустим здесь небрежность, как он уже около нас. Здесь средство избавления от него» (Т.1. С. 153).

Заключение

Таким образом, из обозрения большей части высказываний о. Понтия Рупышева о Пресвятой Богородице видно, что: о. Понтий имел собственный богатый мистический опыт молитвенного общения с Божией Матерью, и этот опыт стал основой его богомыслия о Пресвятой Богородице. Божию Матерь вслед за церковным святоотеческим и богослужебным Преданием о. Понтий возвеличивает как обладательницу величайших добродетелей и святости, послуживших Ей к Воплощению от Нее Сына Божия, как участвовавшую в искупительной Жертве Ее Сына благодаря Ее сочувствию и состраданию Ему, как усыновившую при кресте весь род христианский и все человечество в лице апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и как возвысившуюся благодаря этому превыше тварных существ — людей и Ангелов, а потому и получившую от Бога великое попечение над миром и власть над диаволом. И в то же время стоит отметить, что высказывания о. Понтия о Божией Матери не переходят тонкой грани между Православным учением о Ней и римокатолической мариологией.

Доцент МДА П. К. Доброцветов

 

Просмотров: 1387