«Их вина состояла лишь в том, что они верили в Бога и жили по законам любви и милосердия»

Категория: Новомученики и исповедники
«Слепой поводырь для зрячих»

В петербургском издательстве «Сатис» вышла книга о новомучениках и исповедниках российских…

Тему новомучеников и исповедников российских, несмотря на острую актуальность, нельзя назвать популярной даже среди воцерковленных историков и литераторов. Более того, среди некоторой части околоцерковных «православных патриотов» в наши дни вызревает идея об изживании «греха антисоветизма», которая соседствует у них с невероятным возвеличиванием некоторых «достижений» советской власти.

Особую абсурдность этой концепции, подчеркивают как раз такие книги как «Слепой поводырь для зрячих», которая была выпущена на минувшей неделе петербургским издательством «Сатисъ». В этой книге собраны жития — несколько трагически завершившихся судеб из многих тысяч замученных и расстрелянных безбожной коммунистической властью наших соотечественников. Их вина состояла лишь в том, что они верили в Бога и жили по законам любви и милосердия. Сборнику предпослан эпиграф: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк.12:4).

Название сборника совпадает с заголовком публикации, посвященной блаженной Матроне Анемнясевской. Кроме нее, в числе жизнеописаний — рассказ о блаженной Нине Кузнецовой из вологодского городка Лальска, о знаменитом «шуйском деле» 1922 года, использованном Лениным для начала жестоких гонений на Церковь, свидетельства об удивительной стойкости преподобноисповедника Леонтия (Стасевича), священномученика Николая (Добронравова) и другие рассказы о том, как на фоне общего безразличия, страха и предательства умели жить и умирать герои веры, жившие еще не так давно на Русской земле. «А мы, к сожалению, смеем не знать о них, живя на ней сегодня, и не считаем это большим грехом», — считает составитель сборника Дмитрий Михайлов. По его словам, идее издать книгу предшествовали горькие размышления о том, как найти ответ на убийственный тезис потомков разрушителей храмов: вся Россия так поступала. Побывав в своем родовом селе на Смоленщине, Дмитрий узнал, как его жители рушили и разбирали на хозяйственные нужды прекрасный храм Святой Троицы, выстроенный предками Федора Тютчева. Он решил доказать гореновским мужикам фактами, что люди боролись против разрушения храмов, страдали и гибли за веру.

Аргументы в беседах с теми, кто по сей день оправдывает массовое предательство Христа, совершенное нашими предками (оправдания, связанного с самооправданием), были найдены в жизнеописаниях новомучеников. Свидетельства о подвиге новомучеников изложены в доступной для восприятия обычного человека форме и, как надеется составитель, могут привести читателя к переосмыслению истории страны, Церкви, своей родовой истории, в конечном итоге — к вере и покаянным размышлениям.

«Для меня этот сборник — часть личного покаяния. Несмотря на верующие корни нашего рода, к глубокому сожалению, в революционное время мои сродники сделали неверный выбор, и два поколения активно строили „новую жизнь“. Эта жизнь строилась на костях лучших людей России, о которых теперь Господь даст возможность рассказать», — цитирует Дмитрия Михайлова сайт Петербургской митрополии.

Кроме того, книга представляет собой ценный миссионерский материал для тех, кто его востребует. Промыслом Божиим тираж, работа над которым длилась полтора года, был напечатан буквально за неделю до празднования Собора новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Русская линия

Просмотров: 1380