Код "Слова о полку Игореве" увлекательнее "Кода да Винчи"

Категория: Актуальное
Ужанков Александр Николаевич

Догадывается ли Россия, в чем ее сила, ведь даже своими сказками она способна победить самые страшные "болезни Запада"?

РИГА, 4 авг — Sputnik. Евгений Лешковский. Рижский клуб "Культурная линия" пригласил в Латвию выдающегося в своем роде человека - историка литературы и культуры Древней Руси, доктора филологических наук, профессора Александра Ужанкова.

Список званий и регалий Александра Николаевича длинный: член Академии Российской словесности, входит в Общество исследователей Древней Руси и Научного совета по культурному и историческому наследию Российской академии наук, состоит в Совете по науке при Министерстве культуры РФ.

Во многих странах о нем говорят как о крупнейшем специалисте в области литературы, к примеру, он разработал новую методику атрибутики и датировки древнейших отечественных произведений, уточнил время написания "Слова о Законе и Благодати", "Жития Феодосия Печерского", "Чтения о Борисе и Глебе", "Сказания о Борисе и Глебе", наконец, "Слова о полку Игореве".

А еще он разработал новый подход к анализу содержания русских сказок, основанный на символической интерпретации их библейского и морально-психологического смысла.

Русский бестселлер всех времен и народов

Незадолго до приезда в Ригу Александр Ужанков как раз закончил новую книгу, посвященную теме авторства "Слова о полку Игореве". Многие научные труды Александра Ужанкова читает не только прогрессивная научная братия, но и самые рядовые любители литературы. Последнее вообще странно в нынешнее время, когда все книгоиздатели жалуются на спад интереса к литературе.

"А я совершенно не удивляюсь интересу к "Слову о полку Игореве". Знаете, что это самое известное художественное произведение в мире? О нем написано более 15 тысяч работ. Ни об одном другом столько нет. Заметьте, само произведение маленькое, каких-то три с половиной тысячи слов. В 1995-м в Пушкинском доме вышла пятитомная энциклопедия "Слова". И, казалось бы, тему закрыли: ну что еще сказать? Но нет. Человеческий мозг так устроен: раз есть какая-то загадка, значит надо ее разгадать! А тут, понимаете ли, до сего дня даже ученым не было до конца известно ни время написания произведения, ни тем более имя автора", - сказал Александр Николаевич.

Специально для студентов разных ведущих гуманитарных вузов он разработал систему лекций: "Слово", похожих на своеобразный большой детектив, где загадки преподаватель словно раскрывает вместе с учащимися.

С помощью логических рассуждений он подводит студентов к тому, чтобы те сами делали выводы. Например, светское это произведение или духовное? Большая загадка даже для ученых. Если светское, то почему "Слово" хранилось в монастыре? А если религиозное, написанное человеком духовным, тогда почему в произведении языческие боги?

Преступление и наказание Древней Руси

О походе Игоря Святославича не только "Слово" написано, но есть повести и в "Ипатьевской летописи", и в "Лаврентьевской". В то же время есть другой памятник литературы - "Задонщина": о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, над Золотой Ордой в Куликовской битве.

По словам профессора Ужанкова, оборонительный поход Дмитрия Донского с огромным войском, и завоевательная вылазка новгород-северского князя Игоря с небольшой дружиной - события совершенно несопоставимые по масштабу. Игорь шел не ради своего народа или земли русской на половцев, он хотел славы, а получил бесславие, попав в плен. Профессор задается вопросом: почему в сознании древнерусских книжников эти два несопоставимых события одинакового прочно отложились?

"И когда я себе его задал, стал глубоко изучать: что же это такое было в сознании древнерусского книжника. У меня об этом монография вышла. Книжники рассматривали историю с Игорем, как своего рода "преступление и наказание". Преступление Игоря в том, что им обуяла гордыня (за славой пошел на половцев), наказание - плен, наконец, раскаяние (в повести из Ипатьевской летописи есть потрясающий монолог Игоря!) - покаяние, и только после этого идет прощение и освобождение", - рассказывает Александр Николаевич.

Он доказывает, что, по сути, "Слово" - это духовная литература, причем, особо притягивающая даже обычного читателя, любящего увлекательные произведения. Это как с "Преступлением и наказанием" Достоевского, произведением, которое выделяется на фоне других в творчестве Федора Михайловича.

Захватчикам перестает "светить солнце"

Другая тайна: когда и кем написано "Слово"? И Александр Ужанков не просто до года, а до месяца определил, когда было написано - декабрь 1200 года. Он это вывел из текста, автор которого описывал разные события с весны 1185 года и до октября-ноября 1200 года. Хотя другие ученые определяли датировку "Слова" как раз 1185-м годом.

Ужанков отметил, что даже можно определить день, когда захватывают Игоря в плен. В "Слове" речь идет о солнечном затмении на восьмой день похода Игоря, когда князь перебирается через пограничную "окаянную реку". И время известно: Игоря захватывают – в полдень. В "Слове" образно описано, что, когда Игорь находится на своей земле, светит Солнце, а, стоит ему перейти на чужую землю, - все во тьме, словно в ночи.

Об этом, кстати, не грех думать и другим – завоевателям более поздних времен: что солнце на чужой земле перестанет светить им., считает профессор. Любопытно, что обратный путь Игоря, после покаяния, автор "Слова" описывает как возвращение из тьмы в свет.

"Также показываю студентам того же Литературного института и МГИКа, что автор произведения буквально поэт. В "Слове" яркие образы, много символов. Мы со студентами раскрываем эти символы один за другим, и таким образом все превращается в увлекательный детектив. А еще более интересный детектив - определение автора "Слова", - говорит Ужанков.

По его словам, автор был из Киевского Выдубицкого монастыря, основанного еще отцом Владимира Мономаха – Всеволодом Ярославичем. Причем, автор был образованным человеком: свободно читал по-гречески. Об этом можно судить по тому, что в "Слове" много цитат не просто из Библии, а из "Книги пророка Иеремии", в то время еще не переведенной на славянский.

"И я, распутывая клубок, определяю: автор "Слова" – игумен Моисей, профессиональный писатель, который составил в монастыре еще и Киевский летописный свод", - говорит Александр Николаевич.

Сказки работают на подсознание ребенка

Особая любовь Александра Ужанкова - русские народные сказки, которыми, он убежден, можно излечить как душевные, так и физические недуги человека. Во многих людях, по мнению ученого, они проявляются, когда теряется не просто духовность, но связь с родными традициями, культурой, верой. Александр Николаевич немало работ посвятил и тому, как при помощи обычного, на первый взгляд, чтения сказок можно нередко вылечить от самых страшных недугов, просто погрузив человека в его этническую среду.

"Так что же из себя представляют русские народные сказки? Этой теме посвящали мы немало времени в передачах моего любимого телеканала "Культура". И при разборе выяснялось, что русские народные сказки, которые формировались в разное время и под влиянием самых разных факторов, – памятник не языческой культуры, а русского православия. Здесь примеров полно", - отметил Ужанков.

В качестве примера профессор привел сказку "Курочка Ряба".

"Сказка маленькая и в ней в очень сжатой форме пересказывается детям не больше не меньше "Книга Бытия". Господь сотворил что? Рай для Адама и Евы. В сказке жили-были Дед и Баба. Кто они? Предки. Что сотворила им курочка Ряба? Какой дар случайно и неожиданно на них словно бы с неба свалился? Яйцо. Причем, не простое, а золотое. Золото всегда было символом вечности. Важно понимать, что в сказке все символично. В славянском эпосе яйцо - символ мироздания. Деду и Бабке был дан мир - золотой, то есть вечный. Это - рай. А они яйцо "били-били - не разбили". А зачем бить золотое яйцо? Его же употребить невозможно. Подтекст: они к данному свыше отнеслись с небрежением и просто положили в итоге яйцо на полку", - пояснил Ужанков.

"Потом "мышка бежала, хвостиком махнула" и яичко разбилось. А мышь в данном случае представительница инфернальных потусторонних сил. Мало кто знает, что, например, если в храме мышь перебежит через престол в алтаре, тогда церковь переосвящают. Почему котов всегда разрешалось держать в храмах, а собак нет? Коты там мышей ловили… И вместо рая дед и бабка получили "от курочки" простой мир...", - рассказал профессор.

Как заверил Александр Николаевич, он может долго рассказывать о символике в этой сказке. Например, в "Колобке" важно понять главное: детям на подсознательном уровне в головы закладываются вполне библейские истины. И когда дети вырастают, они могут читать, понимать и осознавать Библию, поскольку почва для этого подготовлена. "Человек тогда готов воспринимать многие истины, когда у него в голове заложены правильные образы и определения", - подытожил Ужанков.

Запад стачивает зубы

Александр Ужанков частый гость самых разных телепередач, где говорят и о том, что есть "русский мир" и "русская цивилизация", а также почему Запад ее буквально ненавидит с древних времен и по сей день.

"Причины противостояния надо искать не со времен холодной войны или знаменитой путинской речи в Мюнхене. Если говорить о западном мире, то важно говорить, с чего начиналась европейская цивилизация. Во многом она была основана на античности, потом христианстве, которое со временем стала терять. А нынешняя политика мультикультурализма стала последним гвоздем в крышку гроба европейской христианской цивилизации, которую не в состоянии защитить теперь ни католический Папа, ни кто-либо еще", - подчеркивает ученый.

Сейчас Запад пытается нанести удар уже по русскому православному миру. Причем здесь синонимический ряд "русский – православный". Наша цивилизация стоит на четырех столпах: вера, родной язык (на котором мыслишь), история и культура. Вовсе неслучайно сейчас в мире, когда говорят о православии, подразумевают прежде всего русских. Их сила – их вера: надежный фундамент под ногами, о который разбились и монголы, и Наполеон, и Гитлер.

Вот и нынешний Запад никак не в состоянии понять, почему он вводит против "этих русских" санкции одни за другими, а Россия становится только сплоченнее и крепче? Не могут на Западе распознать "загадочную русскую душу".

Хотя в 1990-е при Ельцине Запад, казалось, почти одолел Россию, действуя, в том числе, через школы, через всякие разные учебники, пособия и тетради, изданные "для благой цели и помощи" небезызвестным Соросом.

Однако с 2000-го, когда в Россию пришла крепкая власть, заново начало формироваться не столько светское государство, но такое, фундамент которого составила православная вера. По мнению ученого, важно обратить внимание насколько все символично. Россия стала возрождаться именно после того, как канонизировали более 2 тысяч новомучеников невинно убитых в страшное время XX века.

"Так почему Запад злится? Тут, опять же, все на подсознательном уровне. На Западе духовность, тот самый крепкий фундамент под ногами, был раньше, а потом рассыпался. И в головах у людей теперь жуткий диссонанс: вроде бы на Западе развитая цивилизация, а нравственная основа уходит из-под ног, слишком много путаницы, сомнений, "толерантных метаний", зато какая-то там "варварская Россия" становится только сильнее, хотя она, по западным меркам, "бедная и дикая". Непонимание происходящего, бессилие в борьбе с Россией и порождает злобу", - отмечает Александр Николаевич.

Просмотров: 1439