Служение о. Понтия Рупышева на Балтийском флоте в фотографиях и документах (1911-1918) гг
Л.А. Юревичиене
С.-Петербург
Дрогие друзья, рада приветствовать всех участников Рупышевских чтений!
Мое выступление посвящено Служению священника Понтия Петровича Рупышева на Балтийском флоте. Это тема не новая на чтениях, но я бы хотела представить вам этот период жизни о. Понтия в документах и образах мест, где он служил. Думаю, что это тоже достаточно важно и интересно. Документы, использованные в презентации, хранятся в РГИА и РГА ВМФ, в личном архиве Надежды Амвросиевны Скворцовой, внучки о. Понтия, которая живет в Петербурге.
1. Известно, что в мае-июне 1911 г. О. Понтий Рупышев пишет прошение на имя протопресвитера военного и морского духовенства о. Георгия Шавельского о принятии его на службу. (В результате реформ, проведенных Духовным правлением при Протопресвитере с 1911 г. на должность судовых священников стали приниматься белые священники).
Слайд 1
2. Перед вами прошение о. Понтия. Этот документ помимо прочего интересен еще тем, что в прошении указан его адрес в Петербурге: Выборгская сторона, ул. Нижегородская, д 23 а. кв. 22 –доктора Рупышева. Т.О. Мы узнаем еще один петербургский адрес о. Понтия. Дом находится недалеко от Сампсониевского проспекта, где располагалась церковь Петра и Павла при военном госпитале, где венчались Понтий Петрович и Зинаида Стефановна в 1901 году. В этом доме жил врач Павел Петрович Рупышев, брат о. Понтия.
Дом, к сожалению не сохранился, он простоял до 40-х гг. XX в., затем на этом месте была построена сталинка.
Слайд 2
3. В 1911 г. последовало распоряжение Протопресвитера военного и морского духовенства о. Понтий был принят судовым священником во 2-ю минную дивизию балтийского флота. Перед нами справка: «Означенный священник Минской епархии Понтий Рупышев резолюцией о. Протопресвитера 1911 года назначен штатным судовым священником». Из Главного Морского штаба в Петербурге о. Понтий был направлен в Гельсингфорсс, где располагалась дивизия. В Гельсингфорсс переехала и его семья.

Слайд 3
4. Среди приказов по дивизии 1911 г. читаем: «назначенный во 2 минную дивизию предписанием Протопресвитера от 12 августа с. г. священник Рупышев явился 17 сего сентября, в исполнение своих обязанностей вступил, о чем по дивизии объявляется» (РГИА Ф. 619. Оп. 1. Д. 60).
Минная дивизия, сформированная в 1906, состояла из 22 миноносцев, крейсера II ранга «Адмирал Корнилов», различных вспомогательных судов и транспортов.

Слайд 4
5. Сразу же после назначения о. Понтий стал заниматься ремонтом и благоустройством церкви дивизии, находившейся в Свеаборгском порту.

Слайд 5
6. Крепость Свеаборг («шведская крепость»), слайды 5, 6
Крепость находилась в 3 верстах от Гельсингфорса, располагалась на 5 островах и имела замечательные оборонительные сооружения, которые делали главный вход в Гельсингфорс недоступным для неприятеля. Уникальность Свеаборга в том, что гигантский форт предназначался и для флота, и для пехоты. Его бастионы и укрепления вмещали до 1300 пушек, а гавань была в состоянии принимать крупные корабли.

Слайд 6
7. Русские эскадренные миноносцы

Слайд 7
8. Команда миноносцев

Слайд 8
9. Церковь св. Александра Невского в Свеаборгской крепости
На одном из островов Сваборгской крепости, прикрытом громадными стенами из дикого камня, по повелению Императора Николая Павловича в 1854 г. был сооружен за счет казны храм во имя св. Александра Невского. Который по своему внутреннему убранству считался одним из лучших православных храмов в Финляндии.
О. Понтий служил в другой церкви, которая располагалась в казармах Свеабогского порта.

Слайд 9
10. Из его рапорта на имя Начальника 2 Минной дивизии Балтфлота мы узнаем, что о. Понтий сразу деятельно занялся благоустройством церкви. Он пишет, что команда дивизии, особенно по праздникам, не помещается в церкви, поэтому он предлагает расширить помещение церкви и алтаря и изолировать их от соседних помещений, выдвинут алтарь, сделать возвышение для солеи в 2 ступени и устроить освещение. (РГИА Ф. 619. Оп. 1. Д. 68. Л. 1239-1239 об.)

Слайд 10
11. В документах дивизии отражается его пастырская деятельность: так, в октябре 1911 года штаб дивизии сообщает священнику Рупышеву, что 21 октября в береговой церкви дивизии, находящейся в экипаже, в 10.30. надлежит отслужить благодарственный молебен по случаю восхождения на престол ЕИВ Государя Императора Николая Александровича. Певчие будут высланы в экипаж к 8 часам утра (РГИА Ф. 619. Оп. 1. Д. 68. Л. 1089).

Слайд 11
12. Предоставляя списки говеющей команды, священник на флоте получал небольшую плату по 20 коп. за человека. Так, в декабре 1911 г., Рождественским постом, командир миноносца № 218 направляет 4 р. 20 коп. для передачи свящ. Рупышеву за 21 человека говевшей команды, командир эскадренного миноносца «Видный» - 9руб. 20 коп. за говенье 46 человек нижних чинов (РГИА Ф. 619. Оп. 1. Д. 68. Л. 1271). На слайде мы видим одну из таких справок.

Слайд 12
13. Из прошения о. Понтия мы знаем, что семья его жила в Гельсингфорсе
Слайд 13
14. Вот Троицкая церковь Гельсингфорсса и памятник Александру II
Слайд 14
15. Супруга о. Понтия Зинаида Стефановна, которая окончила курсы при Исидоровском училище в 1899 г. (сохранился ее аттестат), работала учительницей в народной школе в Гельсингфорсе,
Слайд 15
16. о чем свидетельствует запись в Трудовом списке 1938 года.
Слайд 16
17. Известная фотография Зинаиды Стефановны относится, видимо, как раз к этому периоду. На фотографии рядом видим группу гуляющих по городу Гельсингфорсу дам, одетых по тогдашней моде.

Слайд 17
18. Дети Рупышевых учились в Гельсингфоргской Александровской гимназии.
Слайд 18
19. Трехэтажный каменный дом, выстроенный купцом Никифором Табуновым, на перекрестке улиц Маннергейма и Лэнирута. С 1870 г. в этом здании размещались Александровская гимназия для мальчиков, Мариинская гимназия для девушек и начальная школа.
Слайд 19
20. Сохранилась «Срочная ведомость об успехах, внимании и прилежании ученика Гельсингфоргской Александровской гимназии Николая Рупышева».

Слайд 20
21. Образование в Александровской гимназии было одним из лучших. Фонд библиотеки составлял 2000 наименований. Действовала кабинетная система. В гимназии числились 381 мальчиков (русскоязычных – 324) и 432 девушки. Видимо, в гимназии изучался финский язык. В свое время Аглаида Понтиевна вспоминала, что они, дети, бегло говорили по-фински.

Слайд 21
22. Из сохранившихся семейных воспоминаний также известно, что вся семья Рупышевых участвовала во встрече царской семьи, которая посетила Гельсингфорс в марте 1915 г.

Слайд 22
23. На слайде – посещение Царская семьей морского госпиталя в Гельсингфорссе.

Слайд 23
24. Мы знаем, что о. Понтию приходись в дальнейшем исполнять пастырские обязанности и на транспортных судах и на боевых кораблях, участвовать в морских сражениях. Мы видим на слайде документ под грифом секретно. Это аттестация на священника минной дивизии Понтия Петровича Рупышева, датированная октябрем 1916 г. Отмечается, что он «хорошей нравственности, твердого характера, воспитан и дисциплинирован, очень энергичен и внимателен в исполнении своих обязанностей».

Слайд 24
25. Выходы в море и служба на кораблях была тяжела для о. Понтия и грозила совершенным расстройством и без того слабого здоровья. К 1916 г. дальнейшее плавание было чревато затяжной болезнью, поэтому о. Понтий подает прошение о переводе, он просит перевести его на должность священника временного морского госпиталя в Гельсингфорсе. Перед нами подписанный им рапорт

Слайд 25
26. Его прошение было удовлетворено. Видим в документе канцелярии запись о том, что на транспорт «Русь» вместо священника Понтия Рупышева назначен 30 декабря 1916 г. другой священник, а о. Понтий переведен в Гельсингфорсский морской госпиталь

Слайд 26
27. В начале войны количество коек в морских госпиталях и береговых лазаретах было значительно увеличено. Приказом по Флоту и Морскому ведомству в порту Петра I (в Ревеле) и Гельсингфорсе осенью 1914 года были развернуты временные морские госпитали и лазареты и утвержден их штат. Штат Гельсингфорского госпиталя составлял 150 человек. В 1916 году штат были дополнены должностью священника : «т.к. благодаря малочисленности в Гельсингфорсе духовенства, найти священника для церковных служб большие праздники и для экстренных духовных треб бывает иногда совершенно невозможно» (ГА ВМФ. Ф.410. Оп. 3. Л. 1690).

Слайд 27
28. Через год и 3 месяца, в 1918 г., с началом «красного террора», спасая семью, о. Понтий уехал в Петроград.
В марте 1919 г. он был назначен настоятелем Спасской церкви.
Слайд 28
Просмотров: 116
