"Юбилей А. Брукнера в Горетове"

Категория: Новости прихода

   

 

      5 декабря 2024 года в Доме культуры села Горетова состоялся концерт пианиста Рубена Маратовича Мурадяна и его учеников.

Исполнялись фрагменты из симфоний Антона Брукнера в переложении для фортепиано в 4 руки ( 4,7,8 и 9 симфонии). Концерт был приурочен к 200-летию со дня рождения композитора.
Настоящее выступление , которое было очередным мероприятием церковно-просветительского проекта «Арфа Серафима», прошло с большим успехом . Благодарим наших гостей-музыкантов и организатора концерта протоиерея Илию!


photo 2024 12 13 14 54 19   

 

В качестве послесловия к концерту предлагаем статью Рубена Маратовича Мурадяна о творческой биографии Брукнера.

                                              Антон Брукнер (1824-1896)

                                            К 200-летию со дня рождения

      Творчество австрийского композитора, теоретика, органиста второй половины 19-го века Антона Брукнера представляет собой удивительно цельное и самобытное явление в истории не только классической музыки, но и всей христианской культуры.

     Годы творчества композитора пришлись на эпоху музыкального романтизма, основной идеей которой являлось раскрытие внутреннего мира человека – со всеми его переживаниями, страстями, трагедиями и радостями. Идея музыки как воплощения молитвы в звуках, составлвшей основное содержание эпохи барокко, к 19-му веку безвозвратно ушла в прошлое.

     Жизненный путь Брукнера, родившегося в небольшом австрийском местечке Ансфельден в многодетной семье сельского учителя, является крайне необычным для профессии музыканта того времени. Проведя большую часть своей первой половины жизни в монастыре Сан-Флориан, а затем в Линце в качестве сначала воспитанника, ученика, а затем органиста, церковного композитора, задачей которого было создание исключительно богослужебной музыки – католических месс, мотетов, сопровождение богослужения органными импровизациями,  композитор долгое время и не помышлял о создании серьезных произведений в светском жанре. Лишь пройдя основательную подготовку в области теории музыки, контрапункта, изучения современных ему композиторских стилей и течений, Брукнер уже за порогом своего сорокалетия начинает писать симфонии – жанр, в котором ему удалось оставить для потомков подлинные шедевры. После переезда в Вену в 1868 году все его жизненные силы (помимо преподавания теоретических дисциплин в Венской консерватории, дававшего ему минимальную материальную обеспеченность) направлены на создание произведений в симфоническом жанре. Девять симфоний, созданных композитором почти за 30 последних лет его жизни, стали уникальным, но трудным для восприятия явлением не только для своих современников, но и для последующих поколений музыкантов и любителей музыки.

     Что же является трудным для восприятия музыки композитора? Во-первых, весьма необычное по сравнению с большинством его композиторов-современников восприятие художественного пространства и времени в музыке. Большинство симфоний композитора длятся более часа, некоторые – около полутора часов. Как сказал известный русский писатель первой половины 20-го века Ю.Тынянов, «Брукнер — проповедник из сельской церкви, где никто не торопится и можно говорить долго». Сложностью для восприятия его музыки является необычный мелодический и гармонический язык его произведений. Мелодии отличаются необычайной длиной, сложным, витиеватым строением. Гармонический язык Брукнера отличается неожиданными поворотами, отклонениями в далёкие тональности, в которых восприятие логики развития формы требует особой концентрации. Известный швейцарский теоретик середины 20-го века Э.Курт писал: «Из многочисленных заблуждений нашей эпохи... самым вздорным... является возведенная в догмат истина, что форма представляет собой слабую сторону Брукнера. В действительности он — гений формы... он находит те меры в форме, которые представляют точное и полное воплощение романтической воли к выражению, и обладает силой объединять внутреннюю романтическую полноту постоянно сменяющихся единичных идей огромной мощью формы, охватывающей своими нарастаниями гигантские разделы».

     Генезис стиля композитора являет собой некий сплав с одной стороны,  полифонических приемов и хорального склада фактуры, идущий из эпохи барокко, с другой  - бетховенской монументальной мощи формы симфонического цикла. Важными элементами стиля является характерная для Брукнера песенный природа многих его тем и образов, идущая от Шуберта, а также гармонические язык, новейшие приемы оркестровки, особая атмосфера торжественности, монументальности, заимствованые у Р.Вагнера, к творчеству и личности  которого Брукнер относился с необычайным благоговением. «Брукнер — это Шуберт второй половины XIX века, Шуберт, закованный в панцирь медных звучаний, осложненный элементами баховской полифонии и вагнеровской «тристановской» гармонии», — отмечал выдающийся русский музыковед и публицист первой половины 20-го века И.И. Соллертинский.

      Все эти особенности приводили к тому, что при жизни композитор в течение многих лет сталкивался с непониманием, неприятием, а то и враждебным отношением к своему творчеству. Дирижеры отказывались исполнять его сочинения, ссылаясь на непреодолимые технические трудности, оркестровые музыканты открыто насмехались над его причудливыми гармоническими и мелодическими оборотами, слушатели уходили с концертов, где исполнялись его сочинения, не выдерживая их необъятных временных размеров. Даже друзья композитора, руководствуясь самыми благими соображениями, желая облегчить путь его музыки к слушателям, советовали делать сокращения, купюры в его симфониях. «Хотят, чтобы я писал по-другому. Я могу, но не имею права. Среди тысяч других Бог наградил талантом меня. Как же я предстану пред Ним, если буду следовать не Его Божественному внушению, а советам других...» — отвечал он критикам, призывавшим его «писать попроще».

     Лишь на склоне лет Брукнер дождался первых успехов своих симфоний. В 1885 году Седьмая симфония композитора, написанная двумя годами раньше, с триумфом исполняется в Мюнхене. А в 1992 году Восьмая симфония с огромным успехом звучит в его родном городе – Вене. Композитору осталось жить менее четырех лет…

      Последние несколько лет прошли под знаком работы над последней, Девятой симфонией, посвященной автором «любимому Богу», которую композитор уже не успел завершить – написаны лишь три части из четырёх. Музыка этой симфонии отличается особой сложностью гармонических и мелодических приемов, в которых слышится уже дыхание следующего, 20-го века. Атмосфера симфонии отличается особой контрастностью между крайними состояниями – картинами вселенских катаклизмов и состоянием глубокого внутреннего покоя, умиротворенностью, в которых композитор как бы прощается с миром.

      Думается, ключ к восприятию творчества композитора лежит прежде всего в области содержания его музыки. Уникальное сочетание отношения к музыкальному творчеству как молитвенного обращения к Богу, воспринятое и впитанное композитором в первой половине жизни композитора, в годы его служения в католических соборах Сан-Флориана и Линца – и выразительные средства, почерпнутые из современной ему романтической эпохи, делает его творчество уникальным чистым родником, хоть и требующим немалого слушательского труда и усилий, но дающего для воспринявших эти богатства удивительное приобщение к красоте горнего мира через молитвенный опыт автора, с огромной силой запечатлевшего в своём творчестве свою веру во Христа, свою любовь  и восхищение к Его мирозданию.

Просмотров: 35