Программа VIII Международных Рупышевских Чтений

 

Программа VIII Международных Рупышевских Чтений

 

 

 

 

Место проведения:

22.01.2024

трапезная храма Троицы Живоначальной

село Горетово Можайского района Московской области

 

стр.4

23.01.2024

центр «Открытие»

Москва

Малый Златоустинский переулок д.5

стр.2 - 3

 

 

 

 

 

2024 г.

23 января 2024, вторник (главный день)

 

8:00

Часы. Божественная Литургия. Заупокойная лития

Храм св.Иоанна Златоуста (Малый Златоустинский переулок д.5)

 

11:00

Музыкальное вступление:

Р.Шуман "Warum?" (из "Фантастических пьес"), op.12 № 3.

Запись М.В. Юдиной

 

 

Вступительное слово

 

 

Доклады:

2.1.

Дорофеева Л.Г.

профессор БФУ им.И.Канта

(г. Калининград)

Мотив «родственности» в агиобиографии и письменном наследии прот. Понтия Рупышева

 

2.2.

Видмарович Н.П. профессор Загребского университета (Хорватия)

 

Прот. Понтий Рупышев о просвещении

 

2.3.

Гильманов В.Х.
профессор БФУ им. И.Канта       (г.Калининград)

О. Понтий о воскресении и Россия

(доклад в онлайн-формате)

 

 

 

 

Перерыв на чай (15 минут)

12:50 

Музыкальная пауза:

Ф. Шуберт Экспромт си бемоль мажор. Тема с вариациями. Op.142 № 3

Исполняет Марина Анатольевна Дроздова

 

Доклады:

 

 

2.4.

Протоиерей

Илия Шапиро

настоятель храма Троицы Живоначальной в селе Горетово Можайского района Московской области

Профетическое трехголосие. Размышление о планах проповедей о.Понтия за 1935 год

 

2.5.

Кошечко  А.Н.
профессор Института интегративного здравоохранения СибГМУ

Принцип холизма как духовно-онтологическое основание трудов прот. Понтия Рупышева и опыт жизни Михновской общины

(доклад в онлайн-формате)

2.6.

Первушин М.В.

доцент МДА, Сретенской духовной академии,

ИМЛИ РАН

 

«Christiani: terrenis et caelestibus»
(Христиане: земное и небесное)

 

Перерыв на обед (30 минут)

15:10

 

Музыкальная пауза:

Л.ван Бетховен. Соната № 6 для скрипки и фортепиано ля мажор,                        op.30 № 1, 1 часть.

Исполняют Светлана Нор (скрипка) и Рубен Мурадян (фортепиано)

 

 

Доклады:

 

2.7.

Священник

Илия Пиэсис

настоятель храма Преображения Господня в селе Остров Ленинского района Московской области

Прот. Понтий Рупышев о познании Бога и мира

2.8.

Священник

Александр Ильюхов клирик храма блгв.кн. Димитрия Донского в Раеве

Благодать и произволение. По творениям прот. Понтия Рупышева

2.9.

Рогачикова Н.М. преподаватель филиала Нахимовского военно-морского училища

(г. Калининград)

Михново, вера и наука: доступ к небу объявляется открытым

2.10.

Головенко Т.Ю.

Хвалебнова А.А.

Лебедев Д.М.

 

Жизнь о.Понтия в Михново. Рождение общины.
(Фильм в технике театра теней)

 

Перерыв на чай (15 минут)

17:10

Музыкальная пауза:

Л.ван Бетховен. Соната № 3 для виолончели и фортепиано ля мажор, op.69, 1 часть.

Исполняют Владимир Нор (виолончель) и Рубен Мурадян (фортепиано)

 

Доклады:

 

2.11.

Доброцветов П.К.

доцент Сретенской

духовной академии,

профессор Перервинской духовной семинарии

 

Мысли протоиерея Понтия Рупышева о чистоте сердца в контексте святоотеческого аскетического учения

 

2.12.

Глазнева Е.А.

 

Алтуфьево. Опыт взыскания Радости

 

 

2.13.

Борунов Д.А.

епархиальный архитектор Санкт-Петербургской митрополии

Проект нового храма в Михново

(доклад в онлайн-формате)

2.14.

Поэтический сюрприз

 

Чтоб вслед родителю взойти к иным вершинам

 

 

 

 

22 января 2024, понедельник (вступление)

8:00

Божественная Литургия в храме Троицы Живоначальной в селе Горетово Можайского района Московской области

 

11:30

Трапезная храма Троицы Живоначальной в селе Горетово

 

Доклады:

1.1.

Протоиерей

Илия Шапиро

настоятель храма Троицы Живоначальной в селе Горетово Можайского района Московской области

 

Вступительное слово

1.2.

Протоиерей

Владимир Артамонов

настоятель храма свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

(г.Клайпеда, Литва)

 

«Святыня - красота и благоухание…». Икона и евхаристия по о. Понтию Рупышеву.

(Доклад в онлайн-формате)

1.3.

Гильманов В.Х.
профессор БФУ им. И.Канта       (г.Калининград)

 

Духовный дневник как особый вид жанра агиографии" (от "Исповеди" Августина Блаженного до "Духовного дневника" прот.Понтия Рупышева).

(Доклад в онлайн-формате)

 

1.4.

Протоиерей

Илия Шапиро

Троическое мироощущение о.Понтия: новые наблюдения

 

 

1.5.

Копчинская И.В.

(г. Москва)

О свободе духа, ответственности и современном человеке в писаниях прот. Понтия и иных близких к нам по времени отцов

 

1.6.

Священник

Андрей Щекачев

клирик храма
св. Митрофана Воронежского на Хуторской (г.Москва)

География служения протоиерея Понтия Рупышева (Михновский период)

(доклад в онлайн-формате)

Трансляция - Главный день – 23.01.2024

https://us06web.zoom.us/j/83550778432

https://qptr.ru/4Rbo (короткая ссылка)

Трансляция - Вступление – 22.01.2023

https://us06web.zoom.us/j/82148279369

https://qptr.ru/5qqD (короткая ссылка)


День первого престольного праздника

Категория: Новости

 

4 ноября - день празднования Казанской иконе Божией матери и день рождения священномученика Михаила Маркова.

Эти замечательные даты объединили прихожан и многих гостей в храме Троицы Живоначальной с.Горетово для всеобщего почитания.

Этот день - день первого престольного праздника, после состоявшегося Великого освящения храма.

После совершения Божественной Литургии, множество прихожан и дорогих гостей, совершили Крестный ход вокруг храма и разделили радость праздника за братской трапезой.

На следующий день всех ждал замечательный музыкальный подарок.

Подробнее...


Дом культуры деревни Горетово

Категория: Новости

 

5 ноября 2023 года

В стенах нашего дома культуры звучал концерт классической музыки.

Данный концерт прошел под эгидой церковного культурно-просветительского проекта «Арфа Серафима».

В начале концерта с приветственным словом выступил
настоятель храма Живоначальной Троицы д. Горетово протоиерей Илия Шапиро.

           В исполнении Татьяны Емельяновой (арфа), Елены Байковой (арфа), Ильнура Надеева (альт) прозвучали «Эскиз» Генриетты Ренье, «Арабеска» Клода Дебюсси, И.-С. Бах «Сарабанда жига из сюиты для виолончели #5», М. Глинка «Ноктюрн разлука», Карлос Сальседо фантазия на тему Лара «Гранада», П. И. Чайковский «Баркарола», Михаил Ипполитов-Иванов «Испанская серенада», Марсель Гранжани «Рапсодия», Дебора Хенсон-Контант  «Барокко-фламенко».

Радостно, что в нашем Доме культуры концерты классической музыки стали регулярными.

Благодарим организаторов и надеемся на продолжение сложившейся традиции.

Подробнее...


Иконописец Андрей Патраков и артель «Благовещение»

Категория: Новости

Иконописец Андрей Патраков и артель «Благовещение»

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ

 
 

Андрей Патраков за работой. Горетово. Троицкий храмАндрей Патраков за работой. Горетово. Троицкий храм

Андрей Александрович Патраков родился в 1979 году в г. Рыбинске Ярославской области. В 1994 году окончил художественную школу г. Рыбинска. С 1994 по 1999 год учился в художественном училище в г. Ярославле, а в 2000–2006 гг. – в Москве в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в портретной мастерской факультета живописи.

Во время учебы в Ярославском художественном училище он начал изучать иконопись в мастерской «Ковчег», а в Москве обучался и работал под руководством иерея Николая Чернышева в мастерской при храме свт. Николая в Кленниках. Монументальной живописью начал заниматься в Оптиной пустыни под руководством игумена (а тогда еще иеромонаха) Илариона (Ермолаева). Во время учебы в академии и работы в Оптиной пустыни освоил технику фрески, а также акриловой, силикатной, масляной и темперной живописи. В настоящее время является автором и руководителем многих больших проектов храмовых росписей, среди которых – росписи Христорождественского собора в Южно-Сахалинске, росписи храма Живоначальной Троицы в селе Горетово, храм Царственных страстотерпцев в Павловской Слободе и многие другие.

Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО. Участвовал в росписи храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в монастыре Оптиной пустыни (совместно с иноком Алипием); в реставрации и восстановлении росписей Успенского собора г. Дмитрова; в росписи Патриаршей резиденции в пос. Переделкино; в реставрации росписей в алтаре храма свт. Николая в Кленниках (Москва); в росписи храма в честь Покрова Божией Матери в Покровском-Стрешневе (Москва).

Сейчас Андрей Патраков руководит артелью «Благовещение» – коллективом иконописцев, объединённых интересом к традиционной церковной живописи и желанием работать в этом направлении. Мастера артели работают в трёх наиболее актуальных в настоящее время стилях – византийском (X–XIV вв.), древнерусском (московская традиция XV–XVI вв.) и стиле раннего русского барокко (ярославско-костромская школа XVII в.).

 

 

 
Роспись купола

Роспись купола

Павловская слобода. Благовещенский храм, Ильинский придел

Сцены из жития Илии Пророка

Сцены из жития Илии Пророка

Павловская слобода. Благовещенский храм, Ильинский придел

 

Павловская слобода. Благовещенский храм. Ильинский придел

Богоматерь Оранта

Богоматерь Оранта

Павловская слобода. Благовещенский храм, Ильинский придел

Господь Иисус Христос

Господь Иисус Христос

Вильнюс. Михайловский храм

 

Горетово. Троицкий храм

Рождество и Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Рождество и Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Горетово. Троицкий храм

Новомученики Церкви Русской

Новомученики Церкви Русской

Горетово. Троицкий храм

Святые жены

Святые жены

Горетово. Троицкий храм

Святые мужи

Святые мужи

Горетово. Троицкий храм

Распятие

Распятие

Горетово. Троицкий храм

Снятие со Креста

Снятие со Креста

Горетово. Троицкий храм

 

Горетово. Троицкий храм

 

Горетово. Троицкий храм

 

Алексин. Смоленская часовня

Вечер в Питере

Вечер в Питере

Картина

Крыши Вильнюса, 2005

Крыши Вильнюса, 2005

Картина

Муций Сцевола

Муций Сцевола

Картина

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский

Картина

Прп. Анна Кашинская

Прп. Анна Кашинская

Икона

Явление Святой Троицы прп. Александру Свирскому

Явление Святой Троицы прп. Александру Свирскому

Икона

Роспись купола

Роспись купола

Михново, Литва. Часовня прав. Иоанна Кронштадтского

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Михново, Литва. Часовня прав. Иоанна Кронштадтского

 

Михново, Литва. Часовня прав. Иоанна Кронштадтского

Св. Иоанн творит милостыню

Св. Иоанн творит милостыню

Михново, Литва. Часовня прав. Иоанна Кронштадтского

 

Михново, Литва. Часовня прав. Иоанна Кронштадтского. Фото: Д. Матвеев

Успение Божией Матери

Успение Божией Матери

Новобурейский поселок, Амурск. обл. Храм Ксении Петербургской

Успение Божией Матери, фрагмент

Успение Божией Матери, фрагмент

Новобурейский поселок, Амурская обл. Храм Ксении Петербургской

Успение Божией Матери. Апостолы

Успение Божией Матери. Апостолы

Новобурейский поселок, Амурская обл. Храм Ксении Петербургской

Ниспровержение ада

Ниспровержение ада

Новобурейский поселок, Амурская обл. Храм Ксении Петербургской

 

Оптина пустынь. Иоанно-Предтеченский скит. Михайловский храм

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь. Иоанно-Предтеченский скит. Михайловский храм

Господь Иисус Христос

Господь Иисус Христос

Оптина пустынь. Иоанно-Предтеченский скит. Михайловский храм

Ангел Господень

Ангел Господень

Оптина пустынь. Иоанно-Предтеченский скит. Михайловский храм

 

Павловская Слобода. Благовещенский храм, Никольский придел

 

Павловская Слобода. Благовещенский храм. Общий вид

 

Павловская Слобода. Благовещенский храм. Общий вид

Снятие со Креста

Снятие со Креста

Павловская слобода. Царственных Страстотерпцев

 

Павловская Слобода. Благовещенский храм. Алтарь

 

Павловская слобода. Царственных Страстотерпцев

 

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм

 

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм. Алтарь

Господь Вседержитель

Господь Вседержитель

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм. Алтарь

Евхаристия

Евхаристия

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм. Алтарь

 

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм. Алтарь

Святитель Лев Римский

Святитель Лев Римский

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм. Алтарь

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм

Мученики Севастийские

Мученики Севастийские

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм

Обетование Адаму и Еве

Обетование Адаму и Еве

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм

Обетование Адаму и Еве. Адам

Обетование Адаму и Еве. Адам

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм

Обетование Адаму и Еве. Ева с потомством

Обетование Адаму и Еве. Ева с потомством

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм

Песнь песней

Песнь песней

Петровский парк, Москва. Благовещенский храм

Митрофаниевская надвартная церковь

Митрофаниевская надвартная церковь

Хотьково. Покровский монастырь

Воскресение Христово

Воскресение Христово

Хотьково. Покровский монастырь. Митрофаниевская надвартная церковь

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий

Хотьково. Покровский монастырь. Митрофаниевская надвартная церковь

Созидание храмов и флота в Воронеже

Созидание храмов и флота в Воронеже

Хотьково. Покровский монастырь. Митрофаниевская надвартная церковь

Господь Вседержитель

Господь Вседержитель

Южно-Сахалинск. Собор Рождества Христова

Апостол Марк

Апостол Марк

Южно-Сахалинск. Собор Рождества Христова

Роспись купола

Роспись купола

Южно-Сахалинск. Собор Рождества Христова

 

Южно-Сахалинск. Собор Рождества Христова

 

Андрей Патраков

 

23 октября 2023 г.

 

Первый престольный праздник. 

Категория: Новости
 
Дорогие братья и сестры! 
 
Приглашаем в Горетово, в новоосвященный храм Троицы Живоначальной с приделом священномученика Михаила Маркова на первый престольный праздник. 
4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, традиционно празднуем и день рождения священномученика Михаила.

Богослужения праздника:
3.11 18.00 Всенощное бдение
4.11 9.00 Божественная литургия
 
Подробное расписание можно посмотреть на странице:
 
 
 
Схему проезда можно посмотреть на странице:
 

https://hram-goretovo.ru/index.php/kontakty/skhema-proezda

Подробнее...


«ХУДОЖНИК ОТВЕЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕД ЗАКАЗЧИКОМ, НО И ПЕРЕД ТВОРЦОМ» Беседа с иконописцем Андреем Патраковым

Категория: Актуальное

«ХУДОЖНИК ОТВЕЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕД ЗАКАЗЧИКОМ, НО И ПЕРЕД ТВОРЦОМ»

Беседа с иконописцем Андреем Патраковым

«Художнику важно понимать, что он отвечает за все, что делает, не только перед заказчиком, но и перед Творцом», – говорит иконописец Андрей Патраков, автор и руководитель многих больших проектов храмовых росписей, среди которых – росписи Христорождественского собора в Южно-Сахалинске, росписи храма Живоначальной Троицы в селе Горетово, храм Царственных Страстотерпцев в Павловской Слободе и многие другие. А еще он отец шестерых детей – от 18 лет до 3 месяцев.

Андрей Патраков, иконописец

Андрей Патраков, иконописец– Помните первые впечатления от встречи с церковным искусством?

– Пожалуй, нет. Как-то вместе с художественной школой, в которой я тогда учился, мы отправились в поездку по Золотому кольцу. Мама, провожая меня, сказала: «Будешь в Ярославле, зайди в храм, обязательно поставь свечку». Я, как послушный человек, пошел в храм, поставил свечку. Сейчас не помню вообще, какой это был храм, что я там увидел, какие у меня были впечатления, эмоции…

– Получается, семья ваших родителей была верующая?

– Родители-художники приходили к вере как раз во время моего отрочества. Появился знакомый местный священник, отец Димитрий Садовский, наш, Рыбинский, который беседовал с ними. Сам я крестился лет в 13–14, мама брала меня с собой на службы, я причащался.

А в 15 лет (это был, кажется, 1994 год) я уехал из дома, поступил в Ярославское художественное училище. И от Церкви отошел совсем, буквально пустился во все тяжкие, как это говорится. Сознательно уже в Церковь пришел в нулевые, в Москве, когда учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Хотя до сих пор считаю себя неофитом.

– К крещению, получается, вас привели родители, а в Москве уже была личная встреча с Богом, именно сознательный приход в Церковь. Что подтолкнуло к этому?

Однажды я понял, что буквально схожу с ума, и отправился в ближайший от общежития храм

– Просто однажды я понял, что буквально схожу с ума и надо что-то с этим делать. И – отправился в ближайший от общежития храм. Прихожу, толком не понимаю, что происходит, поскольку отроческие посещения церкви после крещения действительно были не особенно сознательные. На проповеди священник говорит: «Приходите все обязательно на перенесение мощей праведного Алексия Мечева». Опять, ничего не понимая, я пошел туда – интересно же. Приехал, народу много, крестным ходом дошел со всеми до храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках…

Затем – снова пауза в церковной жизни: дела, учеба. Но потребность идти в храм была, и я вспомнил про эту церковь на Маросейке. Благо, пешком рукой подать. Раз сходил, второй, третий и, что называется, прижился там.

Еще интересный момент. Когда раньше в других храма узнавали, что я художник, реакция была одинаковая: «Невероятно, здорово!» Думал, тут тоже начнут восторгаться. Но вместо этого спокойно-равнодушное: «Ну, художник…» Прямо обидно стало. Дело в том, что в тот момент там все были художники, даже охранники. Потом понял, как это хорошо, – все понимают твои юношеские художественные проблемы. Потому и жену там встретил – студентку иконописного отделения Свято-Тихоновского института.

Андрей Патраков

Андрей Патраков– Иконопись началась тогда же?

– Нет, еще в Ярославском художественном училище и год после него, я не сразу поступил в академию. Надо было зарабатывать на жизнь, времена тяжелые – конец девяностых. Сначала расписывал матрешки, а потом потихонечку начал в иконописных мастерских писать иконы. Для справки – Рыбинские и Ярославские иконописные мастерские чаще работают в стиле XVII века. И там хитрая система: ты приходишь в мастерскую, тебе дают кальку. Ты эту кальку переводишь, делаешь одежды, лик делает другой человек и так далее. Но в итоге получалось хорошо. Только вот платили за это совсем мало, хотя работа требовала много времени. Я снова вернулся к матрешкам: мне надо было и на жизнь заработать, и хоть немного на Москву накопить.

Потом уже на Маросейке отец Николай Чернышев как-то сказал: «Давай учиться иконы писать». Тогда я, честно говоря, вообще не понимал иконописный язык. Мне казалось, что в стилистике икон XV века пишут художники, которые писать не умеют. На мой тогдашний взгляд законченная икона – это как раз в стиле XVII века, а в стиле XV века – всего лишь этап, роскрышь к ней.

Игумен Иларион (Ермолаев)

Игумен Иларион (Ермолаев)– Среди ваших учителей есть и игумен Иларион (Ермолаев). Как вы оказались в Оптиной пустыни?

– Поехал туда, еще учась в академии, по совету мамы, к знакомому иеромонаху, тогда иеродиакону Феофану. Он мне сказал: «Сейчас устрою тебя в мастерскую к хорошему художнику». Так я познакомился с отцом Иларионом (Ермолаевым). Меня с самого начала поставили работать на стене, я познакомился со всеми этапами монументальной росписи, начиная с подготовки стен и заканчивая собственно росписью. У меня стало получаться. Начал ездить в Оптину на все каникулы. И зимние, и летние.

Вообще, мне там очень понравилось: монастырский уклад, красота вокруг, свежий воздух. Естественно, я захотел стать монахом… А потом – встретил свою жену, пошли дети. Надо было зарабатывать, я стал делать интересную работу, но светского характера: мы специализировались на росписи деревянных домов в одной фирме, где я был главным художником. Но постепенно там работать становилось все тяжелее, руководство вело себя нечестно, и однажды я просто не вышел на работу.

И тут мне позвонил мой отец, который жил тогда в скиту Оптиной пустыни, и сказал, что там требуется расписать пещерный храм архангела Михаила. Фрески для этого храма – мой первый авторский проект, при этом я постоянно советовался с отцом Иларионом. Параллельно стали появляться и другие заказы…

– Что главного вы взяли от отца Николая Чернышева?

Это принципиально важно – относиться к профессии серьезно и на духовном уровне

– Строгость и серьезность подхода в работе над иконой. Здесь не должно быть ремесленного, механического подхода. Художнику важно понимать, что он отвечает за все, что делает, не только перед заказчиком, но и перед Творцом. Это принципиально важно – относиться к профессии серьезно и на духовном уровне.

И еще лично меня отец Николай научил отвечать за свои поступки. Всегда очень хочется подойти к кому-нибудь суперталантливому человеку, спросить: «А как вот сделать?» – и чтоб он сказал: «Вот делай так, и все получится». А если не получится, можно, опять же, свалить ответственность на другого, на советчика. Отец Николай требовал, чтобы ты сам до всего доходил, ведь ты сам будешь отвечать за то, что ты делаешь.

Понятно, что это не про те рабочие советы, которые возникают по ходу работы, когда каждый может озвучить свое мнение, внести предложение. Так советоваться можно и нужно. Вообще, я за соборный труд. Да, это сложно, разные люди, нюансы человеческих отношений… Но Господь благословляет соборный труд, это я точно знаю.

Перед какой иконой проще молиться

Андрей Патраков

Андрей Патраков

– Принято говорить про возможность предстоять перед иконой. Как вы думаете, стиль и эпоха влияют на то, что перед конкретной иконой верующему проще молиться?

– Лично я, когда рисую, всегда вкладываю в работу душу и сердце, весь отдаюсь этому процессу. Начинал я с того, что полюбил ярославскую живопись XVII века, потому что я же писал иконы в этом стиле. Писать и не любить то, что ты делаешь, – невозможно. Именно об этом говорил отец Николай, указывая на то, что всегда нужно делать не для галочки, а для вечности.

Но в училище я, естественно, учился академической живописи, потом обучение продолжил и в академии. Кстати, на третьем курсе академии у нас идет разделение по мастерским – пейзажная, портретная и историческая. У меня композиции всегда хорошо получались. Я, чтобы осваивать то, что у меня идет не так хорошо, выбрал портретную. Потому, в том числе, что уже параллельно ездил в Оптину пустынь, писал там и понимал, что образная часть – одна из самых важных в работе. Глубина образа – бесконечна, здесь нет предела совершенству. То есть я пошел в портретную мастерскую, где изучают именно академический портрет, как раз для того, чтобы лучше понимать и писать образы уже в иконописи. Да, благодаря отцу Николаю, отцу Илариону я полюбил византийскую и древнерусскую живопись, именно в таком каноническом ключе, и дома у меня иконы в «каноне». Но и иконы XIX века в академическом стиле не вызывают никакого отторжения.

Писать иконы нужно не для галочки, а для вечности

В разных местах уместны разные языки. В Санкт-Петербурге, допустим, люди просто не поймут в храме какую-то грузинскую живопись. Им все-таки ближе академический стиль, он просто в крови у этих людей, им проще молится именно перед такими иконами и в таких храмах. А в Грузии будет неуместен академический стиль. Поэтому везде должен быть свой подход.

Я пробовал свои силы в разных стилях. Хотя в академическом стиле мы не делаем росписи: все-таки на стену лучше ложится канон, если честно. А дальше стилистка уже в зависимости от многих составляющих – XII век, XV век и так далее.

– Мы постоянно говорим про стили прошлого. Мы их хорошо знаем, у нас есть возможность изучать их, чего не было лет 200 назад. Но в итоге не очень понятно, а каков стиль церковного искусства XXI века?

– Процесс поиска большого стиля – живой процесс, и он со временем выкристаллизуется во что-то. Да, сейчас нет общего стиля. Одному заказчику – настоятелю и прихожанам – ближе XVII век, и мы пишем именно в такой стилистике. Перешли буквально в соседний храм, и уже пишем по-другому, потому что там и приход другой, и люди другие, и настоятель другой, и нравится им все другое. В этом нет никакого диссонанса, на мой взгляд.

Поиски большого стиля, на самом деле, – хороший процесс. Лишь бы люди грамотные работали. На самом деле он постепенно уже выкристаллизовывается, проблескивает – в виде некоего сплава Византии с Русью.

Вообще, если брать мой опыт руководителя больших проектов, дирижера, – да, мы стараемся придерживаться одного выбранного для конкретного храма стиля. Но даже внутри одного объема позволяю иногда возникновению некоего смешения. Ни в одной стране мира мы не найдем храма, который был бы расписан сверху донизу абсолютно одинаково. Если не считать росписи Греции XX–XXI веков. А в росписях исторических храмов видно много разных рук, порой видно, что в разное время расписывали разные части храма. И это нормально, даже наоборот, передает настоящую жизнь.

Так же и у нас. Делаем мы росписи в стиле XIII века, а какого-то художника все равно тянет в XV. Ну хорошо, важно, что по тону не дисгармонирует с общей картиной.

Возвращаясь к вопросу – повторяю, постепенно большой стиль наверняка появится. А, может быть, два-три явных стилевых течения.

Самое ужасное явление в художественной жизни – это палехские мещанские бизнес-росписи, километры росписей. Причем мастера там есть очень хорошие, но это по большей части бизнес, не искусство.

Про семью и отдых

Андрей Патраков с семьей

Андрей Патраков с семьей

– У вас много объектов, напряженная работа, шестеро детей. Бывает, что устаете?

– Не то что устаю, это мягко сказано. Пятнадцать лет я работал буквально без отдыха. И – сгорел, это было пару лет назад. Уныние в духовном смысле, депрессия в медицинском, как следствие – физические проблемы со здоровьем. Когда восстановился, прошли и проблемы со здоровьем. Помогли и поддержка врачей, и назначенное ими лечение, в том числе от депрессии, и полностью пересмотр жизни. Я понял, что надо отдыхать, больше времени проводить с семьей.

С другой стороны, если бы я не сгорал на работе, может быть, мне Господь не дал бы сил на дальнейшее. А сейчас у меня множество идей.

– Когда создавали семью, был какой-то пример перед глазами?

– Многодетных семей перед глазами не было, у меня – брат, у жены тоже только брат, так что сами, путем проб и ошибок. Когда женились, у нас были романтические представления, что станем и детей растить, и спина к спине работать, расписывать храмы. Но жизнь так сложилась, что дети, прежде всего, на жене. Вообще, мне кажется, многое в нашей семье держится только на невероятном терпении моей супруги. У меня не получается уделять детям столько внимания, сколько бы хотелось.

– Что вы поняли за то время, что стали родителем?

– Понял, что не стоит питать иллюзий по поводу своих родительских способностей (смеется). Я вот думал, что я хороший отец, пока старшей не исполнилось 12–13 лет и она не объяснила мне, что это не так. Сейчас ей 18, и штормы переходного возрасте позади, она прекрасный умный человек.

А еще про важность личного примера. Личный пример, наверное, все-таки сработает, пусть и не сразу, со временем. Хорошее, заложенное родителями, прорастет рано или поздно. Говорю это, основываясь на собственном опыте. Если бы мои дети творили то, что вытворял я, в 15 лет уехав из дома, я бы, наверно, с инфарктом слег. А тогда еще удивлялся, чего это папа так страдает? Еще времена тогда были дикие – девяностые годы… Как родители пережили все, не представляю. Но когда мне было уже за 20, у меня как пелена с глаз спала, и то, что было заложено родителями, проросло и отозвалось. Как будто бы очнулся и стал нормальным человеком, стал опять любить и уважать родителей. Вот и все.

Важно, чтоб ты как родитель не разбрасывался словами. Что-то сказал ребенку, пообещал – выполни

Еще важно, чтоб ты как родитель не разбрасывался словами. Что-то сказал ребенку, пообещал – выполни. Пообещал назначить наказание за невыполнение каких-то договоренностей – надо реализовать, даже если не хочется этого делать. Пообещал что-то хорошее – не забудь, сделай обещанное, иначе дети будут считать, что ты лжец.

Иконописец Андрей Патраков у написанного им образа Спасителя

Иконописец Андрей Патраков у написанного им образа Спасителя    

– Для вас важны личные отношения со святым, образ которого вы пишете? А если образ не складывается?

– Что значит не складывается? Если не складывается, значит, еще не закончил работу, работай дальше. По-другому не бывает. Не получилось? Переделай.

А личные отношения очень важны, конечно. У меня, например, один из сыновей назван Серафимом – в честь священномученика Серафима (Чичагова). Я его не раз писал и проникся личностью этого святого, полюбил.

– Чувствуете, как в ответ на молитвы приходит помощь в работе?

– Да, несколько раз помощь приходила буквально и очевидно. Приходишь на работу в храм, молишься, начинаешь писать. Заканчиваешь работу, снова читаешь молитву, идешь домой и не помнишь, что ты за день делал. Думаешь: неужели день впустую прошел, ничего толком не успел? Приходишь снова утром – а там все сделано.

 

С Андреем Патраковым
беседовала Оксана Головко

24 октября 2023 г.

Подробнее...


Великое освящение храма Живоначальной Троицы в Горетове

Категория: Новости

 

Дорогие братья и сестры, горетоволюбцы!


Напоминаем, что в субботу, 21 октября, в день памяти нашего многолетнего настоятеля протоиерея Димитрия Смирнова, состоится долгожданное событие - великое освящение храма Живоначальной Троицы в Горетове, которое возглавит викарий Святейшего Патриарха Высокопреосвященный Феогност, митрополит Каширский. 

Время встречи владыки - 7.30 утра
По освящении совершится крестный ход и Божественная литургия. 
По окончании литургии - праздничная трапеза и концерт.

Праздничный концерт состоится 05 ноября 2023г.

Категория: Новости

Дорогие односельчане, друзья и гости нашего дома культуры!

 5330416798362882754 121


Проповеди 31-32 седмиц по Пятидесятнице:

Категория: Новости

 

 

30 января. Неделя 32-я по Пятидесятнице.

29 января. Суббота. Седмица 32-я по Пятидесятнице.

Подробнее...


Проповеди 29-30 седмиц по Пятидесятнице:

Категория: Новости

 

 

16 января. Неделя 30-я по Пятидесятнице.

15 января. Всенощная под 30-ю неделю по Пятидесятнице.

Подробнее...