В средневековой Трансильвании желающих развестись сажали в «супружескую тюрьму»
На протяжении трёх веков для лютеран из саксонских поселений Трансильвании это был довольно эффективный способ уладить супружеские разногласия.
Священник трансильванской деревушки Бьертан (Biertan) Ульф Зиглер (Ulf Ziegler) рассказал BBC о том, как в средневековой Трансильвании поступали с теми, кто решил развестись.
Деревушка Бьертан — одна из семи саксонских деревень Трансильвании, внесённых в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь телеги, запряжённые лошадьми, по-прежнему — часть повседневной жизни, а местные жители всё так же идут торговать на мощёную центральную площадь.
Над всем этим возвышается укрепленная церковь XV века, неприступные стены которой в своё время служили защитой от турецких набегов не одному поколению саксов (саксонские деревни в Трансильвании появились в XII веке, когда короли Венгрии поселили здесь немецких колонистов). Во дворе этой лютеранской церкви есть небольшое строение с комнаткой, размеры которой напоминают кладовую.
На протяжении 300 лет супружеские пары, чей брак оказывался на грани распада, отправлялись именно сюда. Местный епископ запирал здесь мужа и жену на несколько недель — вплоть до полутора месяцев, надеясь таким образом помочь им помириться и избежать развода.
«Супружеская тюрьма»
Архивные записи того времени показывают: «супружеская тюрьма» была весьма эффективным средством против разводов.
«Благодаря сему благословенному зданию, за те 300 лет, которые Бьертан был резиденцией епископа, у нас здесь случился лишь один развод», — отметил отец Ульф Зиглер.
Сегодня это тесное, тёмное тюремное помещение — музей, где обстановку дополняют два старых манекена, изображающих супругов. В комнате — низкие потолки и толстые стены. Из обстановки — только стол и стул, сундук для хранения вещей и традиционная саксонская кровать, такая маленькая, что кажется детской.
Поскольку помещение было предназначено для того, чтобы супруги снова нашли общий язык, всё рассчитано на совместное пользование — один стул у стола, одна подушка на двоих…
Лютеранство, религия трансильванских саксов, регулировало большинство аспектов их жизни. И хотя развод при определённых обстоятельствах (например, в случае измены одного из супругов) был разрешен, предпочтительным все же считалось сохранить союз обвенчанных.
Таким образом, семейная пара, решившая развестись, добровольно шла к епископу, который отправлял их в супружескую тюрьму, чтобы проверить, действительно ли разногласия настолько глубоки, что их не могут исправить даже шесть недель существования бок о бок в тесном помещении.
«Эта тюрьма была инструментом для сохранения в обществе давно заведенного христианского порядка», — объяснил о. Ульф.
Он добавил, что такая процедура ещё и защищала женщин и детей, которым приходилось в жизни гораздо труднее, если их покидал мужчина-кормилец.
Как выжить родителю-одиночке
И если развод все-таки случался, муж должен был выплачивать бывшей жене половину своих доходов. Однако если он женился второй раз и снова разводился, второй жене не доставалось ничего.
В XII столетии саксонских поселенцев (изначально прибывших сюда, в центральную часть нынешней Румынии, из областей Европы, которые сейчас принадлежат Германии, Франции, Бельгии и Люксембургу) — пригласил венгерский король Геза II, чтобы заселить и экономически поднять сельскую Трансильванию и воздвигнуть защитный барьер от турецких и татарских набегов.
Трансильванские саксы были людьми трудолюбивыми и изобретательными, мастерами на все руки. Бьертан быстро превратился в важный торговый городок и местный культурный центр. К 1510 году его население достигло пяти тысяч.
Многие нынешние жители ведут хозяйство по старинке, как и пять-шесть веков назад, и зарабатывают на жизнь, продавая свою сельхозпродукцию. На окружающих Бьертан зелёных холмах пастухи пасут овец.
«В те времена причиной остаться вместе была не любовь. Причиной было стремление выжить, а для этого — держаться друг друга и вместе трудиться», — отметил о. Ульф Зиглер.
Он добавил: «Когда супружескую пару запирали на полтора месяца, для обоих супругов становилось очень проблематичным обеспечить себя достаточным количеством пищи на следующий год. Так что они решали побыстрее выйти и снова вместе трудиться, чтобы не помереть с голоду».
Священник считает, что сегодня концепция такой тюрьмы — урок для современных поколений супружеских пар.
И не он один так думает: по его словам, к нему уже не раз обращались супруги, которые хотели бы использовать старую добрую комнату с толстыми стенами для того, чтобы спасти свой разваливающийся брак.
«В современных семьях всё меньше и меньше времени остается друг на друга, мы гораздо более эгоистичны, чем наши предки. Мы страдаем от одиночества, и поэтому нам надо больше разговаривать друг с другом, чтобы понять, что для нас самое важное и что нас связывает друг с другом», — заключил священник.
http://www.bbc.com/travel/story/20170707-a-medieval-remedy-for-divorce
Просмотров: 1695