Петр Семенов-Тян-Шанский: географ, который посвятил жизнь благотворительности
Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский принадлежал к тому редкому типу людей, которые за что б ни взялись – все у них выходит в полный рост
Отрочество поневоле
Он родился в 1827 году в семье малоизвестного писателя Петра Николаевича Семенова, автора оды «Капитан Мартынов», трагедии «Митюха Валдайский», пьесы «Свет» и нескольких других произведений, явно не вошедших в классику русской литературы.
Рос любознательным, пытливым: интересовался и ботаникой, и историей, и географией. Придумывал свои названия растениям и вообще подходил ко всему играючи. Это качество он сохранил на протяжении всей жизни.
Семья жила богато, недостатка не было ни в чем. Игрушек – море. Правда, любимых всего две: картонные фигурки русских государей во весь рост, которые он расставлял на полу и двигал их как оловянных солдатиков, и раскрашенный макет Троице-Сергиевой лавры, строения которой тоже надо было ставить на пол. Иногда обе игрушки совмещались.
Беда пришла в 1832 году, когда Петру шел пятый год. Его отец умер, спасая от тифа собственного слугу. Мать потери не выдержала – разум вскоре покинул ее.
Петр Петрович впоследствии напишет об этом моменте своей биографии: «Счастливому моему детству навсегда наступил конец: я перешел в отрочество».
Всякий человек, заставший СССР в более или менее сознательном возрасте, прекрасно знает, что Гайдар в 14 лет командовал полком (хотя на самом деле полк он получил двумя годами позже, но 14 лет с точки зрения пропаганды гораздо эффектнее, чем 16). Почти никому не известно, что великий географ Семенов-Тян-Шанский в свои самые настоящие 12 лет прекрасно управлялся с родовым имением – судьба заставила.
Высший балл за дерзость
Настало время получать образование. Петр окончил школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. Впоследствии писал в своих воспоминаниях: «В курсе преподавания меня поражало в особенности то, что наши учителя совсем не стеснялись программами военно-учебных заведений, которые раздавались нам в литографированных экземплярах в сопровождении составленных нашими учителями по этим программам записок, также литографированных, но между этими записками и живым, прекрасным преподаванием, интересовавшим меня в высшей степени, не было ничего общего».
Но не таким был мальчик Петя, чтобы спокойно сносить эту беспросветную казенщину. Однажды он не выдержал и прямо посреди урока заявил преподавателю, майору Вержбицкому, объяснявшему время княжения святого Владимира: вы, дескать, не правы, все было не так.
Преподаватель чуть на пол не сел от этой дерзости. И применил, как ему думалось, убийственный педагогический прием: заявил, что если Петр Семенов знает материал лучше учителя, то пусть он дальше сам ведет урок. И сел за ученическую парту.
Петру Семенову пришлось поставить высший балл: с заданием он справился блестяще.
Затем слушал лекции на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета (правда, по отделу естественных наук), сдал экзамен на кандидатскую степень, в 1849 году сделался членом Императорского Русского географического общества.
И понеслось – экспедиция за экспедицией. Все дальше и дальше от дома. Великий Новгород, Москва, Воронеж, Поочье, Подонье, Алтай, Тарбагатай, Иссык-Куль и, конечно, Тянь-Шань.
Наука versus благотворительность
О научной деятельности Семенова-Тян-Шанского написано немало. Но похоже, что на помощь ближнему он тратил еще больше времени и сил. Список благотворительных должностей Семенова-Тан-Шанского выглядит более чем впечатляюще: вице-председатель Императорского Русского географического общества, директор центрального статистического комитета, член комитета по устройству быта евреев, член комиссии для пересмотра действующей раскладки налогов с недвижимого имущества в городах, посадах и местечках, член комиссии об отмене сборов, взимаемых в пользу государственного казначейства по подушной системе, председатель Алексеевского главного комитета по призрению детей лиц, погибших в войну с Японией, – все перечислить невозможно.
Стоял у истоков благотворительного общества рязанцев в Санкт-Петербурге. В 1910 году сначала организовал, а затем и возглавил комитет по сбору средств для жителей Семиреченской области, пострадавших от землетрясения.
В том же 1910 году передал Эрмитажу собственноручно собранную коллекцию картин фламандских и голландских художников (719 полотен и 3476 гравюр). Впрочем, какие-то деньги ему все таки заплатили – чуть ли не насильно, мотивируя тем, что негоже оставлять своих детей вообще без средств к существованию.
Состоял соучредителем Санкт-Петербургского Фребелевского общества для содействия первоначальному воспитанию. Вошел в состав соучредителей, а затем стал членом Совета и товарищем председателя Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых.
А еще Петр Петрович создал уникальную коллекцию, состоящую из 700 000 жуков. Вы можете себе представить столько жуков, собранных в одном месте? А он сделал это. А потом пожертвовал своих жуков Петербургскому Зоологическому музею.
В 1897 году именно по инициативе Петра Петровича проводится первая в России и единственная дореволюционная перепись населения. По результатам Семенов-Тян-Шанский составил статью под названием «Характерные выводы из первой всеобщей переписи». Всего в России – 125 640 021 житель. 13,4 процента – горожане. 69,3 процента – православные. И так далее.
Кроме того, Петр Петрович – действительный член всех без исключения университетов империи: все-таки наука для него была на первом месте.
Впрочем, однажды он прервал почти что все свои научные занятия. При этом надолго, на несколько лет. Это было сделано ради участия в подготовке крестьянской реформы.
С конца пятидесятых годов Петр Петрович либо заседает в комиссиях, либо ездит по России, изучая жизнь крестьян. Он ратует за то, чтобы освобождение крестьянства обязательно сопровождалось передачей всем освобожденным земельных наделов. И настоял на своем.
Впрочем, это никого не удивило. Один из современников писал: «Наталкиваясь постоянно, даже в самых простых делах на бездушный формализм и канцелярскую волокиту, он приходил иногда просто в ярость. Нередко у него по этим поводам бывали личные столкновения с министрами, и в результате он всегда добивался своего».
Культурный центр столицы
Одно из важных дел, которым занимался Петр Петрович – председательство в обществе вспомоществования студентам Императорского Санкт-Петербургского университета. Много сделал полезного, в частности, договорился с некоторыми столичными аптеками о продаже студентам лекарств с большой скидкой. Собственно председательством не ограничивался – то и дело раздавал студентам собственные деньги.
Вместе со своим родственником В.К.Саблером учредил Общество вспоможения бедным в приходе церкви Пресвятой Троицы в Галерной Гавани (более известное как Гаванское благотворительное общество) и опять-таки долгое время был его председателем.
Почти что три десятилетия был председателем общества Аренсбургской санаторной станции для детей, больных рахитом и костным туберкулезом. Общество ежегодно отправляло на лечение в нынешний эстонский город Курессааре (а в то время – Аренсбург) полсотни детей из неимущих семейств.
Главным же его благотворительным проектом было Андреевское благотворительное общество, организованное его зятем при Андреевском соборе и, разумеется, тоже попавшее под покровительство Петра Петровича.
Началось с простой материальной помощи нуждающимся. Дальше – больше. Выстроили дом для постоянного проживания стариков, инвалидов, сирот. Затем второй дом. Постепенно втянулись и родственники: жена взяла на себя воспитательную часть сиротского приюта, дочь и племянница учительствовали.
Это был своего рода культурный центр Санкт-Петербурга. Священники Андреевского собора совершенно бесплатно преподавали Закон Божий, историю Церкви, церковно-славянский язык.
Члены Дамского комитета, созданного при обществе, закладывали в головы детей основы арифметики, русского языка, истории и, разумеется, столь любимой Петром Петровичем географии.
Кройка, вышивка, вязание, шитье. Работы, сделанные ученицами, шли на продажу, деньги выдавались после выпуска в качестве подъемного капитала. Посещение музеев, Зоологического сада, синематографа, театров. Летом – выезд на собственную дачу. Ничем воспитанницы не были обделены.