Наши дети учатся целомудрию у нас…
Целомудренный человек – это человек гармоничный и неповрежденный, это человек Божий, такими были первые люди до грехопадения. К такой целостности должны стремиться и мы, и своим примером заложить такое же направление своей жизни в наших детях
Все верующие родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы прожили они всю свою жизнь с Богом, чтобы создали целомудренные, дружные семьи, чтобы трудились во славу Божию, воспитывали детей своих в православной вере, а если в чем согрешат, чтоб каялись, и никогда не оставляли Матери–Церкви. Вот такое простое счастье.
Только иной раз оглядишься вокруг и кажется, что недостижимо это простое счастье, что живем мы в наше время словно в Содоме и Гоморре, и трудно нашим детям будет устраивать семейную жизнь, трудно будет сохранить целомудрие, стать смиренными, кроткими женами и мужественными, ответственными мужьями. Трудно… И особенно трудно им будет, если мы, родители, не будем делать ничего для того, чтобы возрастало в наших детях целомудрие, сохранялась их детская чистота. Хорошо бы нам почаще размышлять об этом и не пускать на самотёк воспитание собственных детей…
Целомудрие – очень ёмкое понятие. Целомудренный человек – это человек гармоничный и неповрежденный, это человек Божий, такими были первые люди до грехопадения. К такой целостности должны стремиться и мы, и своим примером заложить такое же направление своей жизни в наших детях. Целомудрие более широкое понятие, чем сохранение девственности до брака: это и внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними обстоятельствами жизни.
Чтобы наши дети захотели жить целомудренно, нужно, чтобы они узнали и полюбили Бога, это первое. Второе, что необходимо нам, родителям, — это самим показывать им пример доброй семьи. А третье, — надо крепко молиться за своих детей.
С младенческих лет ребенок должен жить в атмосфере целомудрия и чистоты. Детская душа запомнит уют дома, запомнит тихий огонёк лампады, мягкий свет икон, неторопливое течение жизни в родительском доме — жизни с молитвой, по церковным правилам. Именно здесь, а ни в каком ни в детском саду, ни в школе он научится первым молитвам, он услышит о Боге, о Евангелии, он будет обращать свой взор к иконе Богородицы — хранительнице Чистоты и Целомудрия. Он увидит, как бережно относятся друг к другу родители, как любят они друг друга и своих детей. Им станет понятным, как строится жизнь семьи, в центре которой – Христос. Если ребенок своими детскими глазами увидит, как смиренна и кротка мать, как мужественен отец, он запечатлеет это в своем сердце на всю жизнь. Да, это идеал, это идеал, к которому надо стремиться изо всех сил. Хотим ли, чтобы дети стали целомудренными и счастливыми? Если да, тогда надо стараться. На это всё нужно огромное желание родителей, их терпение, их покаяние. Если ничего этого не будет у родителей, не появится и у детей. В жизни ребенка с детских лет должно быть молитва, Церковные Таинства, много хороших книг и совместных разговоров с родителями. Чем меньше в жизни ребенка будет негативной информации из телевизора, интернета, светских газет, журналов, тем лучше для его души.
О целомудрии с ребенком надо говорить и говорить рано, не ожидая пока он подрастёт, просто надо разговаривать в тех категориях и образах, которые уже понятны малютке. Душа его очень чуткая и с ранних лет впитывает увиденное и услышанное. И родители должны пользоваться этим периодом, читать им жития святых супругов, Иоакима и Анны, Петра и Февронии, Андриана и Наталии. Душеполезно рассказывать детям о последней Царской Семье, о трогательных отношениях святых Императора Николая, Императрицы Александры. Детям важно слышать от нас правильные комментарии к окружающей жизни. Когда они начнут узнавать, что в жизни людей преобладают разводы, что в мире царит разврат, пошлость, мы должны объяснять, что это ненормально, что так не должно быть, что это грех. Ведь дети по мере взросления, начиная видя грех повсеместно, могут начать думать, что это норма человеческой жизни и в этом нет ничего страшного. А задача родителей рассказать, доказать и показать, что это не так. Прежде всего, конечно, собственной жизнью. Один муж для одной жены, и одна жена для одного мужа. Вот идеал христианской семьи – и другого у нас нет. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6) – это должны знать дети с малых лет.
Родительское сердце должно почувствовать, когда нужно говорить с ребенком об отношении полов. Иногда бывает, что мы, взрослые, из-за своей собственной порочности и чрезмерного беспокойства о детях, опережаем события и, когда в душах наших детей живут еще только сказочные образы принцесс и принцев, начинаем говорить непонятные им проповеди. Преждевременные разговоры об отношениях полов в неправильно выбранной манере могут нанести душевную травму ребенку, поэтому надо выбирать время для таких разговоров, следить за сердечным расположением ребенка к беседе, внимательно слушать его вопросы, говорить о том, что его волнует.
Если Бога нет, — говорил Достоевский, — то всё дозволено. Это «всё» мы и наблюдаем сейчас и в современном обществе, и в современной семье, и в современной школе. Уже с самых маленьких лет детская чистота находится под угрозой. Самым страшным является то, что мы, взрослые, невнимательно относясь к собственной жизни, словам, поступкам, действиям, сами разрушаем детскую чистоту. А дитя все воспринимает и впитывает. Начнем с того, что малое количество детей растет в полных семьях. Еще меньшее количество в семьях счастливых, единицы в тех семьях, где родители показывают достойный пример целомудрия. Почему в нашем обществе так происходит? Потому что сами мы были воспитаны в безбожном обществе, никто нам не говорил о целомудрии, примеров мы практически не видели, хотя душа, конечно, чувствовала и ложь, и нечистоту. Те, у кого мы могли научиться целомудрию и чистоте, правильной жизни в Боге, убиты и расстреляны большевиками в страшные годы революции. Вот и приходится нам самим, как слепым котятам, восстанавливать целомудренный уклад своей жизни, своей семьи, читая Евангелие, книги, воспоминания христиан, живших в России до революции…
Что могло нас, сегодняшних родителей, научить целомудрию в нашем детстве? Неполные семьи? Женщины-одиночки
Старшее поколение говорит, как хороши были старые советские фильмы, но при ближайшем рассмотрении эти фильмы оказываются пропагандой блуда. Про фильмы же последних лет и говорить не приходится, они переходят все границы дозволенного, блудные фантазии режиссера выплескиваются на экраны, не сдерживаемые ничем. Стыд, стыдливость – это естественные проявления человеческой души, но и этих качеств хотят лишить наших детей, стремясь сделать их бесстыдными, через просмотр развращающих фильмов, где блуд зачастую подается в красивой обёртке. Прибавьте сюда многочисленные ток-шоу, в которых чем грязнее тема для обсуждения, тем больше зрителей…
Старенький мой духовник, Царство ему Небесное, при жизни неоднократно повторял, что «все умные люди давно телевизор на помойку выбросили». К сожалению, не все родители решаются на такой радикальный шаг. Но если не выбросить, то, конечно, хотя бы ограничить его просмотр, необходимо. Тоже самое можно сказать и об Интернете. Без него в современной жизни, конечно, не обойтись, но до поры, до времени, пока родители имеют власть над своими детьми, надо контролировать их отношения с Интернетом. Подросших детей следует учить работе с ним и рассказывать об опасностях, которые он таит. В Интернете очень много «ловушек», в которые могут угодить дети, слишком рано остающиеся один на один с лавиной информации. Зачастую же дети-школьники часто находятся дома одни, а родители с утра до вечера на работе. Поэтому хоть и критикуют многие советские люди неработающую мать, не нужно бояться этих упреков общества, а до поры, до времени, пока дети не смогут самостоятельно разбираться, где зло, где добро, желательно быть рядом с ними, нужно спасать детей. Матери-христианк
Никакая карьера не может быть оправданием их загубленной жизни, попустительским отношением к воспитанию. Матери заповедано: женщина «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15). Где еще нашим дочерям взять идеал жены и матери, если его нигде в современном мире не найдешь, его не покажут по телевизору, не прочтешь о нем в современном журнале? Только в собственном доме, собственными глазами увидеть, какой должна быть мама, какой должна быть жена!
Но наши мамы нередко отмахиваются от этой ответственности и с ранних лет сдают на целый день ребенка в детский сад. «Худые сообщества развращают добрые нравы», — читаем мы в Апостольских посланиях (1Кор.15:33), но это не останавливает родителей. Многие замечают, что дети, которых отдают в детские сад, быстрее начинают интересоваться всем, что «ниже пояса». Именно в детском саду ребенок впервые может столкнуться с нецензурными выражениями от сверстников, смехом воспитателей над детскими влюбленностями и даже потаканиям таких проявлений. Целомудрие и чистота не могут ужиться со скверными словами. Дети, не довольствуясь отвлечёнными звуками, обязательно будут стремиться узнать значение грязных слов. Искоренять из своего сердца услышанное в детском возрасте очень сложно.
Если детского сада еще как-то можно избежать, то единицы родителей готовы нести свой подвиг и не отдавать детей в школу. С наступлением школьного периода, а особенно с наступлением подросткового возраста, нужно быть особо внимательными к детям. Их подстерегает множество опасностей.
Когда ребёнок подрастёт и войдет в возраст подростка, надо объяснять ему, что целомудрие – это не просто телесная девственность, целомудрие – это чистота сердца и ясность ума. Грех блуда, разврат, блудные помыслы нарушают и сердечную чистоту, и замутняют ум. И этим отдаляет человек себя от Бога и коверкает, разрушает свою жизнь
Подрастающим детям надо объяснять, что всё увиденное нами ложится на сердце и если ты, к примеру, будешь смотреть на развратные картинки, которые предлагают одноклассники, то сердце будет загрязняться и его очень трудно будет исцелить, потому что память снова и снова будет возвращать к этим сценам и осквернять душу. Таким недостойным поведением мы очень огорчаем Бога, и себя, как образ Божий, оскорбляем. Надо объяснять, что в душевной, духовной жизни, как в жизни физической, тоже действуют законы. Вот сломал человек руку, больно, гипс наложили, срослась кость, сняли гипс, а ручка все равно иной раз нет-нет, да и заноет, то ли к непогоде, то ли просто так. Так и в духовной жизни – даже если человек покается и прекратит развратничать, то греховный рубец, конечно, затянется, но шрам останется на всю жизнь и может болеть, как болит в течение жизни однажды сломанная рука.
Никакие внешние обстоятельства, нравственная распущенность и привычный в обществе разврат не освобождают родителей от заботы и ответственности за целомудрие и воздержание детей. «До времени брака воздерживайте их (юных) увещаниями, угрозами, страхом, обещаниями и другими бесчисленными средствами», — пишет Иоанн Златоуст. Надо говорить подросткам о важности вступления в брак целомудренными, о необходимости хранить девственность до брака, каким бы нелепым не казалось это наставление современной молодежи. Не предупредить подростков об этом – преступление. Надо честно и открыто говорить юноше и девушке – Бог благословит твою семью, если она начнет созидаться в целомудрии и чистоте.
Откройте Евангелие и читайте его вместе с ребенком. Оно научит целомудрию, мудрости, любви. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…» (Евр. 13, 4), — говорит Апостол. Пусть молодые люди задумаются над этими словами. Что значит честный брак? А это, значит, что жених честен перед невестой, а невеста перед женихом. Если наше общество еще как-то может согласиться с тем, что девушка должна быть чиста, вступая в брак, но попробуй скажи что-нибудь подобное в сторону юноши – засмеют. Но это ошибочное, исковерканное мирское мнение. «Юношей также увещевай быть целомудренными» (Тит. 2:6) — указывает Апостол. И невеста, и жених должны быть честными друг перед другом, и тогда Господь благословит их союз, в котором не будет лжи. Подросткам надо говорить о смысле браке, о высоком его идеале. Если они не услышат об этом от своих родителей, то практически никто в обществе им сейчас об этом не скажет.
Детям нужно указывать и на другой путь, по которому может пойти человек, всем сердцем полюбивший Бога, — это путь монашеский. Его выбирают меньшее количество христиан, но этот путь благородный и высокий. Дети должны знать, что есть на свете люди, которые так возлюбили Христа, что готовы посвятить Ему всю свою жизнь без остатка.
То, что так мучает детей в подростковый период — «юношеская похоть», это проходит, если не возводить ее в идола. Если не делать кумира из плотских отношений, над чем так старательно работают сейчас масс-медиа. «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2Тим. 2, 22), — предупреждает Апостол, а мы должны предупредить об этом своих детей.
В период юности дети особенно нуждаются в родительской молитве. Родительское непосредственное влияние на них начинает ослабевать. Они меньше бывают дома, у них появляются увлечения, друзья, и родителям становится тревожно за них, как никогда. Чтобы хоть немного избавиться от чувства тревоги, надо обязательно молиться за детей, доверяя их жизни Богу. Афонский старец Порфирий Кавсокаливт советовал одному верующему человеку: «Если ты начнешь молиться Христу: «Господи, прошу Тебя, вразуми» или «Господи, помилуй!» или «Сам направь этого человека» и будешь творить эту молитву постоянно, тогда Христос начнет влагать человеку, о котором Ты молишься, благие помыслы. Каждый раз, когда ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребенка», твое дитя будет принимать от Христа один добрый помысел. Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твое чадо. Сейчас ребенок похож на незрелый апельсин, но мало-помалу он будет созревать и станет таким, каким ты хочешь, чтобы он был. Я убедился в этом на своем собственном опыте»
Другой старец, Паисий Святогорец предупреждает, что «до брака юный должен стараться жить, насколько возможно, более духовно и беречь свое целомудрие, которое обеспечивает ему двойное здравие. Духовная жизнь есть основная предпосылка и для семейной и для монашеской жизни. Нынешний мир похож на засеянное пшеницей поле. Пшеница начала колоситься, но на поле зашли свиньи и всю ее истоптали, перерыли. И сейчас это поле выглядит так: перепаханная трава, земля, втоптанные в грязь колосья, и лишь кое-где по краям высятся нетронутые колоски пшеницы. Чем большим духовным деланием занимается человек в юношеские годы, тем легче ему потом – какую бы жизнь он не избрал. Чем лучше он вооружится перед боем и подготовится к нему, тем легче ему будет во время сражения, когда вокруг будут свистеть пули и рваться бомбы»
Именно мы, родители, должны подготовить детей к этому юношескому «бою», потому что на кону спасение их душ. Мы должны быть непреклонны ко греху в своей жизни, называть грех грехом (к примеру, блудное сожительство называть блудом, а никаким ни гражданским браком), сражаться с грехом в сердце, искоренять его из своей души, из своей семьи, из своей жизни, отчетливо понимая, что и родительские нераскаянные грехи и наша собственная нецеломудренная жизнь ложатся тяжким бременем на судьбы юношества. Если лавина беспечного отношения общества к сожительству молодых, к блуду, к прелюбодеянию не остановится, то наша страна может погибнуть как Содом и Гоморра.
Сражение за целомудрие наших детей – это не просто сражение, это жестокая битва. Здесь нужна любовь, мудрость, частая молитва, сильная проповедь, собственное целомудрие. А чтобы у нас хватило на все это сил, родителям надо самим жить духовной жизнью, регулярно прибегая к Таинствам Церкви. Будем же надеяться на Господа, что поможет Он и нам, и нашим детям возрастать в целомудрии, да не посрамит Он нашей надежды на Него и с помощью Божией вырастут у нас целомудренные юноши, целомудренные девы, появятся цельные семьи, чистое монашество…. А из этого будет вырастать и целомудренное общество, и крепкая страна…
Юлия Ульянова (с)
Просмотров: 1883