«Будь верен до конца»

«Будь верен до конца»

16 сентября, в Москве, на территории храма преподобного Сергия Радонежского (ул. Николоямская, 57) открылась выставка «Будь верен до конца».

На нескольких стендах, установленных за правым приделом, в фотографиях и документах представлены судьбы одиннадцати священнослужителей и прихожан только одного этого храма.

Все они с 1918-го по 1938-й гг. подвергались репрессиям и гонениям. Остались верны Православию до конца. И почти все были уничтожены.Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе протоиерей Александр Михеев благословил и как мог поддерживал эту приходскую инициативу.

Вглядываясь в лица людей, столетие назад так же, как мы сейчас, приходивших в этот храм, нельзя не испытывать скорби, потому что с такой ветхозаветной жестокостью была прервана их жизнь на земле. Однако над этим чувством восходила и радость от того, что эти люди – точно святые, и они молятся теперь о нас пред Престолом Господним.

На открытии выставки. её организатор Светлана Волина

Кто же они – новомученики Российские?

Дьякон Михаил Григорьевич Селезнев

Михаил Григорьевич Селезнёв, 1883 г.р., сын старшего унтер-офицера, участника Русско-турецкой войны. Когда его отец скончался, для матери с тремя детьми Городская дума назначила опекуна (это одно из свидетельств социальной защищённости тогдашнего общества). Михаил учился в церковной школе при Николо-Угрешском монастыре, затем – в начальной школе им. Вострякова, организованной для проживающих в Хлудовской богодельне, которую строил его отец. В 1901-м г., закончив московскую военно-фельдшерскую школу, Михаил Григорьевич служил фельдшером в Вильне, Варшаве, Остроленке – обширной тогда Российской империи. В 1909-м г. М. Селезнёв уволился в запас с аттестацией доктора медицины, полевого хирурга. С 1914-м г. его призвали фельдшером в 84-й запасной батальон, а затем – в мобилизационный отдел Московского военно-санитарного управления. Сегодня мы, возможно, и не узнаем, почему в разгар октябрьского вооружённого восстания осенью 1917 г. Михаил Селезнёв принял сан диакона. Служил в храме Симеона Столпника на Поварской, в храме святителя Николая в Хамовниках, а с 1920-го г. – в храме преподобного Сергия Радонежского. В материалах его дела значится такое признание: «В 1920 г., будучи в Красной армии, в свободное время я посещал церковь и по религиозным убеждениям перешёл на службу в церковь дьяконом, оставив службу в Красной армии…». Уволили его как «служителя религиозного культа» и с должности конторщика в МОГЭС. Что побуждало этих людей поступать так, а не иначе, когда страна летела с колёс? Значит, это ложь, что «Россия слиняла в три дня». Здесь, в Николоямском переулке, ютился у своих прихожан нужный для страны человек, воспитанный царской Россией – врач, протодиакон Николай Селезнёв. Эти переулочки сегодня почти все перекрыты строительными заграждениями, и я с трудом пробираюсь к старинному крыльцу заколоченного дома – тронуть ручку двери, в которую входил будущий святой – этот или другой. И вижу, что уже подошли строители-узбеки, которые вот-вот пустят под снос этот чудный особнячок о трёх этажах, а дальше – будет строиться нечто безликое, такое, что и не поймёшь, оглядевшись, в какой ты нынче стране. «Что вам здесь надо?» – спрашивает один из них, как будто хозяин. И молчишь, потому что хочется сказать: «Мы здесь жили… Сто лет назад…». Ведь те люди, которые бескорыстно служили Церкви, искусству, культуре своей страны, никогда бы не допустили разгула чужебесия на всех уровнях общественной жизни!

Виктор Васильевич Фролов

​Да разве поймёт сейчас этот рабочий, предки которого тоже были достойной частью Российской империи, что вот из этих дверей увели Михаила Селезнёва, осуждённого тройкой ПП ОГПУ МО по статье 58 УК. И сюда ему не разрешат больше вернуться после трёхлетней ссылки в Казахстане. Он будет вынужден уехать в Рязань. Проработав там два года в районной поликлинике, он снова был арестован. «При обыске изъято распятие…» – указано в документах. Он был осуждён на 10 лет и отправлен в Архангельскую область – в Котласский лагерь ГУЛАГ НКВД. 3 июня 1942 г. решением особого совещания НКВД он был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Они не знали, что Михаил Селезнёв за месяц до приговора скончался…

Лучше вернуться к храму, украдкой оглядываясь на ослепшие окна старого дома. Надо отдать должное – православные храмы, помимо своей эсхатологической спасительной миссии, собрали вокруг себя в последнюю четверть века, в той или иной степени, пространство русской истории и культуры. И помогают каждому из нас собирать эту память на семейном уровне. А это тоже спасительно.

…Хоронили заключённых Котласского отделения ГУЛЖДС НКВД на левом берегу Малой Северной Двины, в общих могилах. По данным на 1 января 1942 г., в лагере было 2186 заключённых, содержавшихся в нечеловеческих условиях. К концу года погибло 1918 человек…   Вспоминается протоиерей Вячеслав Шапошников, замечу, один из лучших поэтов XX века. Художник, литератор. Его отец, священник разрушенного храма, как раз в 1930-е, 1940-е гг. скитался с маленьким сыном по обездоленным русским деревням, встречая народ – то помрачённый безверием и гонящий священника, то запуганный до онемения, – но были и тогда люди, истово и бесстрашно верующие. Продолжая стезю отца, Вячеслав Шапошников в 1990-е гг. стал священником, ему выпало собрать у себя на приходе в Костроме остатки обездоленного лихолетьем народа. О выпавших на долю его семьи событиях он писал:

Переломная эпоха…
Нет конца и края ей.
Переломов хряст и грохот –
В горькой памяти моей.

Перегибы, переломы…
В дне июльском вздрогнешь вдруг:
Гул проломный вместо грома,
Смертоньки костлявой стук.

Господи! Спаси, помилуй
Мой измученный народ!
Пилят становую жилу
Целый век!.. А он живёт…

И снова читаем биографические справки на стендах, выстроенных вдоль храмовой стены, так, чтобы прохожие смогли остановить взгляд на этих лицах, а может, и остановиться, прочесть то, о чём так старались забыть строители светлого будущего.

Знали эти люди, за что они ответственны. Поэтому и были верны до смерти

…Алексей Данилович Зверев, родившийся в 1871 г. в подмосковном Борисово (теперь уже Москва), был выходцем из старообрядческой семьи, принявшим православие. Не раз приходил он беседовать к известному тогда московскому миссионеру и писателю, настоятелю храма преподобного Сергия Радонежского отцу Иоанну Виноградову, прежде чем принять такое решение. Прихожане – это были люди, которые могли внятно объяснить, во что они веруют, знали Священную историю, историю Церкви, православный мир прошлого и современности. Знали эти люди, за что они ответственны. Поэтому и были верны до смерти.

Св. мч. Алексей Зверев

Алексей Зверев к 1904 г. стал штатным миссионером Московской епархии, организовал миссионерские курсы при нескольких московских храмах, в том числе и в родном селе Борисове. В 1917 г. был избран делегатом от крестьян на Поместный Собор РПЦ и активно участвовал в его работе.

В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об отделении Церкви от государства. Начались бесчинства и грабежи церквей, аресты архиереев, священников, мирян. Был арестован архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), бывший на Соборе председателем Отдела о правовом и имущественном положении духовенства. Палачи вывезли его за город и заставили выкопать себе могилу. Архипастырь помолился и сказал: «Я готов». Он спокойно лёг в могилу, его забросали землёй и выстрелили поверх.

Незадолго перед арестом архиепископ Андроник писал: «Поверьте, всё это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налёт на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у нас разум и волю, пока не раскаются… а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком, прозрят всё духовно, почувствуют силу и, как Илья Муромец, сбросят тот ужас, который окутал страну нашу. …Может быть, меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу…».

Иоанн Малышев

Для выяснения обстоятельств гибели архиепископа направили комиссию, которая не смогла выехать, а вместо них поехали архиепископ Василий (Богоявленский), мирянин Алексей Данилович Зверев и присоединившийся к ним в Перми архимандрит Матфей (Померанцев). Расследование было проведено, но на обратном пути в вагон, где ехали члены комиссии, ворвались красноармейцы, расстреляли членов комиссии и изрубили шашками. Местные крестьяне схоронили тела мучеников, и к их могилам начались паломничества. Тогда революционеры вырыли тела и сожгли.

Мы сегодня привыкли к стандартной фразе: «В 2000-м г. они были причислены к лику святых». И редко уже задумываемся, что за каждой этой гибелью стоит простая человеческая жизнь, служение Богу, Отчеству, царю, народу своему. И эти люди в совокупности наполняли полноводную русскую жизнь. Где сегодня за несмолкающим глумлением хохмачей над Отечеством и русским народом, заполонившим ведущие телеканалы, нам услышать самих себя, голос своих предков, которые бы, наверное, не позволили себя так унижать?..

Иподьякон Пётр Иванович Красильщиков

И когда мы говорим, что в революционное лихолетье Россия лишилась лучших людей, это можно подтвердить тысячами примеров. Мы берём священников и мирян только одного московского храма, только на одной улочке Москвы, в одном дворе. А рядом – десятки старинных церквей и столько же – закатанных под асфальт в годы безбожия: намоленных, любимых, величественных в своём космическом значении – и домашних, поскольку все свои беды и радости человек нёс в храм.

Дмитрий Михайлович Ильинский, родившийся в 1874 г. в селе Михнево недалеко от Москвы, окончил Перервинское духовное училище и Московскую духовную семинарию, где учился на одном курсе с будущими священномучениками Александром Лихарёвым, Павлом Косминковым, Дмитрием Беляевым и Петром Орлинковым. Преподавал русский язык в двухклассной церковно-приходской школе при храме преп. Сергия Радонежского, затем был рукоположен во диакона и преподавал Закон Божий во 2-м Таганском городском женском училище, а в 1-м Рогожском женском городском училище им. князя Щербатова состоял сотрудником в Комитете по устройству в Москве публичных чтений, принимал участие в деятельности Рогожского отделения московского общества трезвости. Это были поистине достойные люди. С началом Первой мировой войны, уже будучи священником, отец Дмитрий Ильинский благословил создание при храме благотворительного комитета для помощи семьям, оставшимся без кормильцев. Был организован лазарет на 40 коек с хирургической палатой… Отца Дмитрия арестовали в 1934-м году. В обвинительных показаниях, в частности, значилось: «…В декабре 1933 г. в разговоре <…> по поводу снятия колоколов с соседней церкви Василия Исповедника, Ильинский говорил, что большевики ограбили всё население, разорили честных людей, а сами богаче не стали – нет ни товара, ни продуктов…». 25 февраля 1934 г. тройка ОГПУ постановила признать Дмитрия Ильинского виновным по статье 58 (ч. 10 и 11) и приговорила к трём годам ссылки в Казахстан. Он был не годен к физическому труду. Умер по пути в ссылку, и место его погребения неизвестно.

Николай Васильевич Кузьмин

Никоим образом не умаляя и достижений советской страны, оглянемся всё же каждый на свои семьи и пролистаем в памяти: разве обошла хоть одну семью эта 58-я статья? Спросим себя: все ли наши прадеды пережили 1918–1938 гг.? Порой люди погибали в лагерях только за то, что хранили в нагрудном кармане распятие. Тогда ясно станет, откуда такие чудовищные цифры людских потерь за эти годы предсказывал Достоевский, называл уже постфактум митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв)…

Среди подвижников храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе – священники Константин Яковлевич Гусев (пока не канонизирован) и Пётр Фёдорович Никотин, прихожане Виктор Васильевич Фролов, Николай Васильевич Кузьмин, Анастасия Петровна Жумаева, Иван Васильевич Малышев… Это – только те, о ком смогли найти сведения.

Ошибся философ Розанов, не слиняла Россия, ни в три дня, ни в сто лет

В живых из них остался только Пётр Иванович Красильщиков, 1917 года рождения, староста музыкального кружка духового оркестра и иподиакон. Только за это последнее он был осуждён на 10 лет лагерей. Ошибся философ Розанов, не слиняла Россия, ни в три дня, ни в сто лет, а как писал Михаил Пришвин: «Я расту из земли, как трава. Цвету, как трава. Меня косят, меня едят лошади, а я опять весной зеленею и летом к Петрову дню – цвету. Ничего с этим не сделаешь, и меня уничтожат, только если русский народ кончится. Но он не кончается, а может быть, только что начинается».

Они не были ‟из камня и стали”, они любили, страдали, радовались

Организатор выставки Светлана Волина рассказывает: «Я была волонтёром на Бутовском полигоне, добавляла в базу фотографии. Меня тогда поразило, что верующие люди с последних своих фотографий смотрят по-другому, как бы уже в небо, спокойно, без страха, словно предстоя перед Господом. И нет в глазах ненависти, словно молятся о тех, кто не ведает, что творит.

Священник Пётр Фёдорович Никотин

Были лица, на которых невольно останавливаешься. Одним из них оказался мученик Виктор Фролов. Я тогда не знала, что он к нашему храму относится. Позднее среди расстрелянных оказался и мученик Николай Кузьмин, о котором в нашем храме не знали. Захотелось узнать о нём и о тех, кто ещё был: кто они, как жили, как смогли устоять. Вот и стала заниматься – сначала одно следственное дело, потом другое, запросы, архивы, материалы, отказы, однофамильцы... Теперь эти люди словно родные. Захотелось о них рассказать. Они не были ‟из камня и стали”, они любили, страдали, радовались... За каждым словом в деле – целая жизнь. Сначала была мысль в притворе небольшую экспозицию сделать, с копией документов, потом идея формата изменилась – разместили стенды на улице, чтобы была возможность подойти, почитать у тех, кто идёт мимо, кто в троллейбусе едет и случайно увидит, у тех, кто, может быть, пока в храм не готов зайти. Удивительно, как старались помочь люди в работе, в архивах, организациях – жива ещё вера в Церковь и желание сделать что-то ради Бога! Жизнь людей, о ком рассказывает выставка, показывает, что человек всегда может найти место в церкви, где он Богу служит, будь он молодой, старый, сильный или немощный, одинокий или семейный. Их возвращение в храм – для меня это свидетельство торжества Божьей правды.

В нашем храме есть традиция личного делания, например, в 1914-м, когда силами прихода был организован лазарет для раненных, семья Коноваловых организовала и взяла на себя содержание хирургической палаты, а до этого статский советник издержал практически всё свое состояние, чтобы восстановить храм после пожара. Это был настоящий опыт деятельной веры, и для нас было очень важно приобщиться к нему. Слава Богу за всё!»

В каждом городе и селе есть такие мученики, прославленные и не прославленные ещё

Верится, что такие люди, как Светлана Волина, найдутся в каждом храме, а, возможно, и в школе, в библиотеке. Ведь сколько учителей безвинно пострадали за то, что преподавали в царской школе. Знаю не понаслышке о судьбах соратников педагога Сергея Александровича Рачинского.

Если быть честными с собой, то хорошо бы рядом с каждым памятником Ленину, что стоят, как правило, на бывших соборных площадях, на местах кафедральных соборов, поставить памятники новомученикам, подобные тому, что стоит в городе Шуя Ивановской области. И это будет не собирательный образ, а конкретные люди, пострадавшие за веру. В каждом городе и селе есть такие мученики, прославленные и не прославленные ещё. Раз не получилось построить коммунизм, не пора ли задуматься, что замешанное на такой крови светлое будущее нам не светит.

В наших силах – при каждом храме сделать подобные памятные доски с именами, фотографиями, документами тех, кто служил и молился в этих храмах. Тогда наша Церковь будет полной и живой, согласно христианскому учению о том, что у Бога все живы. И что народ – это и прошедшие поколения, и настоящие, и будущие.

Уличная выставка при храме преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе не ограничена временными рамками и продлится в зависимости от технического состояния стендов.

Ирина Ушакова

10 октября 2017 г.

Просмотров: 1395