«Нас скоро разгонят, монастырь закроют, всех поубивают»
Русь святая… Извечное и точное имя Руси православной. Чем же или кем свята земля наша? Свята она теми островками духовности и святости, монастырями, скитами и богоугодными людьми, что рассеяны по земле нашей. Хочется рассказать об одном таком святом месте, что на Южном Урале в Оренбургской стороне.
В станице Нижнеозерное Оренбургской губернии жил потомственный казак Захарий Прокопьевич Карцев. С супругой своей Пелагеей Матвеевной имели они семеро деток, но пятеро из них умерли во младенчестве. Остались только две дочери – Матреша и Евдокия, которых родители очень любили. Жили они благочестиво и во всем старались угождать Богу. Исполняли на деле заповеди Христовы, почитали родителей (супруги досматривали своих престарелых родителей), день весь проводили в трудах, никогда не оставляли молитвы и храма Божиего, к ближним были милосердны и сострадательны.
Но Захарий Петрович желал еще более угодить Богу и послужить Ему. Господь видел его желание и Промыслом Своим направил на новое служение. По согласию с супругой и с благословения старушки матери, по Божиему повелению, как сам он об этом рассказывал, пошел он на гору Монашку близ села Покровка Новосергиевского района и в уединении и трудах начал свое новое служение. Выкопал Захарий Петрович пещерку, очистил родник под горой и стал жить и молиться, подражая древним преподобным отцам. Жители соседнего села рассказывали, будто еще до прихода благочестивого казака на месте этом над горою видели огненный столп.
В скором времени благоговейные жители окрестных сел, видя крепкую веру, горячее желание служить Богу, непоколебимую твердость и решимость благочестивого подвижника, захотели так же послужить Богу. Так собиралась первая братия будущего монастыря.
Сколько же трудностей и испытаний пришлось преодолеть первым насельникам. Братия жили в постоянных трудах и молитвах, продолжая рыть пещеры. Первые годы претерпевали большую нужду, так как земли и угодий у них не было, жили на подаяние боголюбивых крестьян. Но, имея большую любовь ко Господу, веру и мужество, места сего не оставляли, продолжая свой монашеский подвиг. Господь, видя их терпение и веру, через благочестивых людей стал подавать помощь. Купцы и зажиточные крестьяне жертвовали на монастырь кто что мог. Некоторые из братий, придя в обитель, жертвовали свои наделы земли. Много помогал Оренбургский купец Антон Николаевич Шихобалов.
Выкопал он пещерку в горе и стал жить и молиться, подражая древним преподобным отцам
Новоявленное святое место быстро расцветало, увеличивалось и число братий. Построили домовую деревянную церковь, братский корпус, колокольню, просфорню, пекарню. Братия сеяли свой хлеб, посадили фруктовый сад, устроили пчельник.
В 1909 году указом Святейшего Синода иноческая община получила наименование скита. Первым временным скитоначальником назначили иеромонаха Палладия как более опытного в монашеской жизни (ныне прославлен в сонме новомучеников и исповедников как преподобномученик). В течение этого времени Захарий Петрович, принявший в иночестве имя Зосима, был рукоположен во иеродиакона, затем в иеромонаха и назначен скитоначальником. С Божией помощью батюшка Зосима стал продолжать труды по благоустроению обители.
В 1911 году закончили строительство каменной церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Во время торжественного освящения храма батюшка Зосима с братией и все молящиеся исполнены были великой радости и со слезами благодарили Бога. Кто бы мог подумать, что на пустой безжизненной горе, где подвизался в пещерке казак-отшельник, спустя 16 лет расцветет монашеская обитель!
Братия молились и спасали свои души послушанием, трудами и милосердием. При монастыре был выстроен дом инвалидов для мужчин-калек. Они молились и трудились по силе на валяльных и кожевенных мастерских. Также, еще до постройки храма, был устроен кирпичный завод, на котором делались особо крепкие кирпичи по старинным рецептам – с добавлением яиц и меда. Здания, построенные из этих кирпичей, стоят до сих пор.
В 1916 году в Никольском монастыре проживало 44 насельника, а также трудники. К этому времени обитель уже считалась монастырем и продолжала развиваться и расти. Но впереди братий, вставших на монашеский путь, ожидали новые испытания веры, верности Христу и мужества.
Началась гражданская война, брат шел на брата. Игумен Зосима призывал всех к миру, убеждал молиться друг о друге и особенно о тех, кто вдруг становился врагом. Однажды к игумену пришел врач из села Покровка и попросил позаботиться и устроить в монастыре трех раненых бойцов-красноармейцев до их выздоровления. Батюшка, делом исполнявший заповеди Христовы и одинаково любивший всю свою паству, принял раненых по-отечески, приставил к ним двух помощников, хорошо кормил. Когда больным становилось хуже, посылал свою лошадь за фельдшером. Вскоре в монастырь явилась разведка белогвардейцев из пяти человек. И их батюшка встретил как своих детей, усадил за общую трапезу. Когда казаки стали спрашивать, нет ли в монастыре красноармейцев, батюшка отстоял раненых и не дал убить беззащитных. В том же 1918 году был другой случай. Убили четырех красноармейцев, и никто не хотел их хоронить. Тогда игумен запряг свою лошадь, сам поехал и предал погребению тела погибших, на деле оказывая милость недоброжелателям.
В 1919 году к власти пришли большевики. Игумена Зосиму сразу арестовали, обвинили в контрреволюционной деятельности и помощи белогвардейцам. Но простой народ заступился за своего пастыря, ведь многие знали и не раз испытывали на себе его заботу, молитвенную помощь и отеческую любовь. Начали собирать подписи, ходатайствовать об освобождении игумена Зосимы. По прошению многих людей и даже сельсоветов нескольких сел батюшка был сначала отпущен на поруки, без права покидать монастырь, а затем вовсе оправдан.
Вернувшись в обитель, игумен Зосима продолжал заботиться о монастыре, проводя время в трудах, молитве и помогая людям. Но батюшке было открыто о будущем разорении обители. Это стало известно по одному случаю. Некий юноша захотел поступить в обитель, но батюшка Зосима его не благословил: «Езжай домой… Здесь тебе оставаться нельзя. Нас скоро разгонят, и монастырь закроют, всех поубивают».
Батюшка прожил не многим более 60 лет: не выдержало любящее сердце зрелища разрушения веры и благочестия в народе, погибели душ человеческих. До последних дней молился он о братиях монастыря и всей своей пастве.
Всех оставшихся в монастыре вывезли в Оренбург в Зауральную рощу и расстреляли
Осиротевшие братия подверглись притеснениям и гонениям от новой власти за свою веру. Вначале монахам предложили отречься от Бога и вступить в колхоз. Некоторые покинули монастырь, другие остались, но от веры своей не отрекся никто. Иноки продолжали жить в монастыре, служа Богу и укрепляя друг друга, подобно древним мученикам. Недолго терпели новые власти, в скором времени всех оставшихся в монастыре вывезли в Оренбург в Зауральную рощу и расстреляли. Так многие братия, желавшие послужить Богу в монашеском чине, сподобились мученических венцов. И теперь у Престола Божия в радости предстоят и молятся о нас.
Как можно распознать, какою сокровенною жизнью жила душа, чтобы иметь такое мужество при встрече со смертью – не просто с житейскими трудностями, но со смертью? Не малодушествовать, но выбрать лучше смерть, чем отречение от Единого Вечного Бога. Даруй же и нам, Господи, молитвами новомучеников и исповедников Российских веры, мужества и правды. Не унывать, не малодушествовать, но каждым маленьким шагом доказывать верность Христу, исполнять на деле Его заповеди.
Вновь открыты святые пещеры, вход в которые был засыпан при советской власти
В наше время на месте Свято-Никольского мужского монастыря вновь возрождается монашеская жизнь. Вновь открыты святые пещеры, вход в которые был засыпан при советской власти, вновь под сводами подземного храма совершается Божественная литургия. Заново возводятся храмы и здания. Новая возрождающаяся обитель – Свято-Никольский женский монастырь «Святые Пещеры» – подобен тонкому хрупкому росточку, которому сейчас очень требуются забота и участие всех неравнодушных. И многие люди, как и во время основания обители на этом месте, так и сейчас, стараются помочь физически и материально, веря, что любое участие в возрождении обители поможет и возрождению души. Ведь, строя красивые храмы, прежде всего нужно позаботиться, чтобы и в нашей душе устроить храм Божий, чтобы Господь смог найти там место для Себя, ведь Он пребывает только в чистом сердце, где нет злобы, уныния, зависти. Даруй же нам, Господи, чистые и смиренные сердца молитвами Богородицы и новомучеников и исповедников Российских.
Надежда Дар
19 ноября 2018 г.