«Вблизи Царской Голгофы»
К 100-летию со дня мученической кончины преподобномученика Аполлинария (Масалитинова)
В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня кончины и 145 лет со дня рождения и Крещения верхотурского преподобномученика Аполлинария (Масалитинова), первого новомученика земли Курской и Белгородской, святого, родившегося на территории Крюковской волости Грайворонского уезда Курской губернии (современный Борисовский район Белгородской области).
Его память православными почитается 12 сентября (30 августа по ст. ст.).
Работа по поиску материалов об этом святом велась белгородским краеведом Павлом Альбощим с 2012 г., по благословению настоятеля белгородского кафедрального Преображенского собора протоиерея Олега Кобеца и благодаря сведениям теологов и церковных художников Максима и Екатерины Кучерявенко, работавших в селе Крюково. Тогда же преподобномученик был внесен в предлагаемый «Собор святых земли Белгородской» и написан в иконе этих святых иконописцем Александрой Гавриловой в 2012‒2013 гг. К сожалению, эта икона пока не завершена.
С 11 на 12 сентября с.г. в Верхотурском Свято-Николаевском мужском монастыре совершалась церковная служба в память 100-летия мученической кончины преподобномученика Аполлинария. Исследователь побывал в эти дни в Верхотурье с паломническо-исследовательской целью.
С Павлом Альбощим беседует писатель Станислав Минаков.
– Павел Сергеевич, почему святого Аполлинария (Масалитинова) следует считать первым новомучеником Курской губернии и Белгородчины?
– Хронологически он является пока единственным выявленным канонизированным новомучеником – уроженцем этой местности, который был убит в 1918-м г., в то время как другие новомученики пострадали в следующем, 1919-м. Также на данный момент он является единственным прославленным святым – уроженцем нынешней Губкинской и Грайворонской епархии Белгородской митрополии. И потому 1 июня 2018 г., в день 80-летия подвига святых новомучеников Белгородских, в храме в честь Собора этих святых города Строитель епископ Губкинскинский и Грайворонский Софроний благословил меня заниматься сбором и подготовкой к публикации материалов о святом Аполлинарии, личностью которого я давно интересовался.
– Расскажите, пожалуйста, чуть подробней о ваших исследованиях.
– С апреля с. г. мной были проведены подробные изыскания в Государственном архиве Белгородской области, в метрических книгах храмов всей Крюковской волости и прилегающих волостей (с. Крюково, с. Чуланово, с. Трефиловка, с. Введенская Готня, с Мощенное), благодаря которым было выявлено место распространения фамилии Масалитинов, предположительное место рождения и место Крещения святого. При анализе послужных списков святого, присланных представителями екатеринбургской комиссии по канонизации святых, были обнаружены расхождения в написании его фамилии, а также сделаны многие уточнения, поправки и дополнения к опубликованному его житию. Удалось документально установить, что фамилия святого пишется через букву «а»: Масалитинов, а не Мосалитинов, как считалось прежде. Сейчас активно собираются сведения о святом, идет поиск возможных дальних родственников отца Аполлинария (в миру Афанасий Семенович Масалитинов, род. 1873 (1872) – убит в 1918-м). Нами собрана наиболее полная база дореволюционных метрических сведений по фамилии Масалитиновы и Масалитины в Борисовском и Томаровском районах Белгородской области и в самом Белгороде. Выявлены люди с такими фамилиями, жившие до революции в Курске, Воронеже и Харькове.
26 апреля материалы этого исследования были впервые представлены в виде доклада и презентации на тему «Первые святые новомученики белгородские» на VI международной научно-практической конференции в НИУБелГУ ‟Евангелие в контексте современной культуры: духовно-нравственные ценности и будущее человечества”». 20 мая была освящена первая на Белгородчине копия иконы преподобномученика Аполлинария, которая была пронесена в Молодежном крестном ходе, вместе с копией чудотворной иконы святителя Николая Ратного, от храма Архангела Михаила в Белгороде до поселка Маслова Пристань и города Шебекино, где крестоходцы, вместе с протоиереем Сергием Бережным, впервые обращались в молитвах к этому новомученику, прославляя его величанием.
18 июля с.г. была совершена духовно-краеведческая экспедиция с копией иконы преподобномученика Аполлинария к селу Зыбино Борисовского района Белгородской области (где находился родной для семьи Масалитиновых приходской храм), там были записаны видео-интервью со старожилами по истории села и храма, а оттуда мы пешком продолжили путь на родину преподобномученика Аполлинария – в деревню Неведомый Колодец (Томаровский район), где найдены и интервьюированы предположительно дальние родственники святого.
– Что на сегодня известно о святом, связывающем Белгородчину и Верхотурье?
– Когда поступили сведения, что Комиссией по канонизации Екатеринбургской епархии готовится очередное издание книги о святых новомучениках Екатеринбургских, в числе которых и преподобномученик Аполлинарий, нам удалось связаться с секретарем этой Комиссии, чтобы совместно составлять максимально полное житие святого.
Из опубликованного жития известно, что преподобномученик Аполлинарий (в миру Афанасий Семенович Масалитинов) родился в 1873-м г. в семье крестьян Курской губернии Грайворонского уезда Крюковской волости. Получил домашнее образование. В августе 1901 г. поступил в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь послушником, в 1903-м г., по прошению, был определен в братство монастыря. В феврале 1904 г. Афанасия призвали на действительную военную службу, после которой он вернулся обратно в обитель. 27 марта 1908 г. настоятелем монастыря иеромонахом Ксенофонтом (Медведевым) Афанасий был пострижен в монашество с именем Аполлинарий (предположительно в честь священномученика Аполлинария Равеннского, первого епископа города Равенны, святого, очень популярного на Руси с XII в.).
Монах Аполлинарий старательно проходил все монастырские послушания
Монах Аполлинарий старательно проходил все монастырские послушания. Сначала он исполнял послушание келиарха, потом продавал свечи в монастырской лавке, а когда началось строительство нового Крестовоздвиженского собора, его благословили выполнять столярные работы. За ревностное исполнение этого послушания монах Аполлинарий был удостоен Архипастырского благословения с выдачей свидетельства. В сентябре 1910 г. Аполлинарий был рукоположен в сан иеродиакона, а незадолго до революции – в сан иеромонаха. Как отмечалось в ведомостях о монашествующих, иеромонах Аполлинарий был «качеств очень хороших, к послушанию способен и усерден». В монастыре отец Аполлинарий прожил 16 лет.
Пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 г. большевики отрицательно относились к монашеству, считая его «паразитирующим» сословием. Один из жителей города Верхотурья, примкнувший к большевикам, так писал в своих воспоминаниях о верхотурских святынях и о монахах: «На северной окраине Пермской губернии, ныне Уральской области, существует городок Верхотурье, расположенный по обе стороны верховья реки Тура. Сам по себе город не отличался ничем от больших сел Центральных губерний… но в довоенное время привлекал к себе внимание почти всего населения Российского государства своими достопримечательностями. Это – мощи “Святого Симеона праведного”, которые хранились в одном из монастырей города Верхотурья, которых там находилось в порядочном количестве, потому что путь к существованию монахам дали самые эти мощи “Симеона праведного”, к которому на поклонение шла масса народу со всех концов матушки России, и приносили потом добытые копейки, на которые жировали обитатели верхотурских монастырей».
– Были сведения, что сначала безбожная власть не предпринимала против насельников Свято-Николаевского Верхотурского монастыря каких-либо враждебных действий, хотя и всячески оскорбляла религиозные чувства верующих насмешками, издевательствами и кощунствами над святынями – в прессе, на митингах и собраниях.
Власти обвинили монахов в организации антибольшевистских выступлений
– Но уже с февраля 1918 г. монастырь стал почти ежедневно подвергаться различным реквизициям, а летом почти все жилые и хозяйственные помещения обители были конфискованы. Насельникам оставили лишь иконно-книжную лавку, помещения нескольких мастерских и здание детского приюта. Монастырское братство вынуждено было разделиться: около 30 насельников осталось в Верхотурье, а остальные переселились в Больше-Актайский скит. Уставная монастырская жизнь в новых условиях стала невозможной.
В июле 1918 года в Верхотурском уезде начались восстания крестьян против советской власти, так называемая «деревянная война». Власти обвинили монахов в организации антибольшевистских выступлений. Красноармеец В. Зотов писал в своих воспоминаниях: «…Наши верхотурцы под влиянием святых отцов тоже завозились против советской власти… <…> Святая братия со своими приверженцами довела своей агитацией и верхотурцев до восстания, контрреволюция подняла голову – сделала вооруженное выступление, в котором погибло несколько защитников советской власти».
– Что известно об обстоятельствах кончины преподобномученика Аполлинария (Масалитинова)?
Его закололи штыками недалеко от Верхотурья и там же закопали тело
– Когда красноармейские отряды подавляли народные восстания против большевистской власти, военно-оперативный штаб по борьбе с контрреволюцией потребовал от настоятеля Свято-Николаевского монастыря немедленно командировать священника для служения в селе Красногорском Верхотурского уезда. Жители этого села также принимали участие в «деревянной войне», и местный священник, отец Александр Чернавин, был арестован. Вероятно, чтобы не раздражать население и не давать лишнего повода для возмущения действиями новых властей, большевики и предприняли некоторые меры для удовлетворения религиозных потребностей верующих. Вместо арестованного священника для служения при Спасской церкви села Красногорского 16/29 июля 1918 г. и был командирован, по благословению настоятеля, иеромонах Аполлинарий. Окончив свое служение, отец Аполлинарий отправился в село Меркушино помолиться на могиле великого Божьего угодника – святого праведного Симеона Верхотурского. Это был смелый поступок, так как незадолго до этого в Меркушино были расстреляны несколько человек, обвиненных в организации крестьянского восстания. Среди убиенных был и местный священник Константин Богоявленский. В самом селе для охраны порядка расположился красноармейский отряд, в котором служил упоминаемый В. Зотов.
Отца Аполлинария, обвинив в «контрреволюционной агитации», безбожники арестовали в селе Меркушино и отправили в Верхотурье. На следующий день, 30 августа/12 сентября 1918 г., он был зверски убит. Его закололи штыками недалеко от Верхотурья и там же закопали тело. Иерейский крест, снятый с убитого священника, палачи передали настоятелю монастыря.
– Было ли вообще местным православным что-то известно о зверской расправе?
– Безбожные власти не таились: публично сообщили о ликвидации монаха за контрреволюционную агитацию. По всему городу были расклеены афиши с приговором ЧК. Такое беззаконие, сотворенное над иеромонахом, болью отозвалось в душе многих горожан. Только по освобождении города от большевиков тело отца Аполлинария в числе других жертв красного террора было найдено и привезено в монастырь, где 5/18 октября 1918 года с подобающими почестями мученик был погребен на монастырском братском кладбище.
– Мученик прославлен Церковью уже в новейшее время. Когда именно?
– Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года преподобномученик Аполлинарий прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской; в 2010-м году – в Соборе Екатеринбургских святых.
– О написанных иконах мы знаем. А следует ли ожидать, и что делается для прославления святого в Соборе Белгородских святых? Нужны ли какие-то организационные действия, официальное решение Церкви?
– На данный момент, совместно с секретарем и членами Комиссии по канонизации Екатеринбургской епархии, выявлено пять фотографий преподобномученика Аполлинария, ряд архивных документов о нем и его деятельности в Свято-Николаевском Верхотурском монастыре, три варианта его иконографии и масса изображений как его родины (на исторических картах и на фотографиях в наши дни), так и мест его подвигов и мученической кончины. Все эти материалы сейчас обобщаются и будут пополняться, чтобы их опубликовать и передать в Комиссию по канонизации святых и увековечиванию подвига новомучеников Белгородской и Старооскольской епархии.
– Почему, говоря о преподобномученике Аполлинарии, вы используете образ «вблизи Царской Голгофы»?
– Саму уральскую землю называют Царской Голгофой, поскольку в Екатеринбурге и выше его в сторону Верхотурья, в Алапаевске, сто лет назад были убиты святые Царственные мученики и страстотерпцы. Еще в 2012-м году, когда я увидел в Интернете первую икону «Собор Екатеринбургских святых» (которая находится в екатеринбургском Храме-Памятнике на Крови), меня поразило, что на ней, в одном ряду со стоящими в центре Царственными мучениками, изображен и преподобномученик Аполлинарий. А на новой иконе «Собор святых Екатеринбургской епархии» в соборе Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга преподобномученик Аполлинарий изображен совсем рядом, справа, от святых Царственных страстотерпцев, и даже возносит над ними красный крест (см. фрагмент иконы на фотографии). Уже позже я узнал, что Царская семья особо почитала святого праведного Симеона Верхотурского, жертвовала на постройку Верхотурского Свято-Николаевского монастыря и его Крестовоздвиженского собора, в чем активно участвовал и отец Аполлинарий. При нем же монастырь посещала святая преподобномученица Елисавета. Последним аргументом в пользу символической близости отца Аполлинария к святым Царственным мученикам для меня стала открытая в феврале этого года в Екатеринбурге при Храме-Памятнике на Крови выставка «За Христа претерпевшие. 100-летие подвига», на афише которой фотография нашего святого стоит справа от снимка Царской семьи и Государя-Императора Николая II (см. фрагмент афиши выставки).
Знаковой для меня лично стала явная молитвенная помощь святых Царственных страстотерпцев в этой поездке. До нее не было особой надежды попасть в Екатеринбург в этом году. Но после проведенной 15 июля первой экскурсии «Царский Белгород», материалы которой накануне поездки удалось собрать в большую выставку, оказалось, что мне просто необходимо посетить Екатеринбург, и, конечно, нельзя миновать место бывшего дома Ипатьева. Оказавшись в Екатеринбурге, внутри Храма-Памятника на Крови, я увидел в нижнем храме в честь Святых Царственных страстотерпцев икону «Собор Екатеринбургских святых», на которой изображен преподобномученик Аполлинарий. Эта икона находилась между центральным приделом храма и мемориальной подвальной расстрельной Царской комнатой. Таким образом, наш первый новомученик оказался не только физически, территориально рядом – на иконе вблизи святой Царской семьи, в храме их памяти, – но и буквально вблизи Царской Голгофы. Интересно, что составление дополненного жития преподобномученика Аполлинария было осуществлено заведующей музеем святой Царской семьи, а издание его отдельной книжкой – духовно-просветительским центром «Царский».
– Поездка в Верхотурье из Белгорода – не ближний свет, как говорится. И требует, как мы понимаем, немалых затрат. Кто и как вам помог в осуществлении такого паломнически-исследовательского замысла?
– Впервые мне удалось там побывать – сначала в Екатеринбурге, а потом и в Верхотурье. Конечно, в первую очередь ощущалась помощь святых Царственных страстотерпцев и самого преподобномученика Аполлинария. Достаточных средств на это паломничество не было еще за несколько дней до выезда из Белгорода. Благодаря благословению и помощи епископа Губкинского и Грайворонского Софрония, которому я очень благодарен, удалось взять билет до Екатеринбурга. Многие мои православные подписчики и друзья оказали помощь. Всего мне помогали более 30 человек из Белгорода, Шебекино, Старого Оскола, Курска и других городов. Отдельно благодарю сестер белгородского Марфо-Мариинского сестричества милосердия! Очень признателен иерею Вадиму Багнетову, который молился обо всех жертвователях.
– Каковы итоги вашей поездки в Верхотурье?
Удалось повторить весь путь от родины святого до места его подвигов, неся с собой его икону
– Общим итогом можно назвать открытие первого паломнического и духовно-краеведческого маршрута Белгород-Екатеринбург-Верхотурье, знакомство с исследователями и почитателями нашего общего святого, но, главное, участие в церковном праздновании 100-летия мученической кончины преподобномученика Аполлинария. Впервые удалось повторить весь путь от родины святого до места его подвигов, неся с собой его икону. На этом пути, помимо молитв новомученику, собирались сведения, связанные со святым, велась фото- и видеосъемка. Благодаря секретарю Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской митрополии Наталье Леонтьевне Стуковой получены копии ранее неизвестных у нас материалов о преподобномученике, среди которых – ряд архивных документов и фотографий.
В Екатеринбурге меня очень тепло приняли в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре, сестры которого давно и плодотворно участвуют в исследовании, создании иконографии и издании житий святых, особенно новомучеников, Екатеринбургской епархии. Удалось пообщаться и поделиться материалами об отце Аполлинарии с монахиней Евстафией (Морозовой), помощницей председателя Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской митрополии. Матушка Евстафия провела меня к главному Александро-Невскому собору монастыря, где, помимо многих уникальных святынь, находится и написанная сестрами обители икона «Собор святых Екатеринбургской епархии». Были выявлены и сфотографированы все иконы и росписи, на которых изображен преподобномученик Аполлинарий, установлены иконописцы и годы создания образов, как в Екатеринбурге, так и в Верхотурье.
В Верхотурье я побывал в Свято-Николаевском мужском монастыре, где подвизался преподобномученик Аполлинарий и где он был похоронен. Благодаря благословению и помощи наместника, игумена Иеронима (Миронова), я смог остановиться в обители, бывать на службах, посещать и изучать комплекс монастыря, получить некоторые документы, фотодокументы и книги, в которых удалось выявить еще одну фотографию отца Аполлинария, уточнить место предположительного захоронения святого и найти массу материалов по периоду служения здесь нашего святого.
– Каковы ваши впечатления от поездки?
Преподобномученик Аполлинарий – через иконы, фотографии и книги – встречался мне на всем пути
– Одно из первых ярких впечатлений оставило посещение в Екатеринбурге Храма-Памятника на Крови в честь всех святых, в земле Российской просиявших. Особенно удивительно было то, что преподобномученик Аполлинарий – через иконы, фотографии и книги – встречался мне буквально на всем пути. Даже когда в Екатеринбурге я опоздал на автобус, и мне пришлось ждать поезд до Верхотурья, в здании железнодорожного вокзала я зашел в домовый храм Святителя Николая, где в лавке неожиданно обнаружил книжки об отце Аполлинарии, которых не мог найти больше нигде в городе.
Меня давно интересовал вопрос, почему преподобномученик, выросший на Белгородчине, направился в такую дальнюю обитель, и как ему жилось на Урале после нашего Юга? Но после того как мне удалось побывать на родине святого, в белгородской затерянной лесной деревне Неведомый Колодец, а после увидеть по дороге в Верхотурье похожие села в лесах, я понял, что здесь отец Аполлинарий был как дома.
Больше всего меня поразила служба в день памяти 100-летия кончины преподобномученика Аполлинария. Здесь я впервые увидел икону нашего святого на аналое, услышал, как братский хор поет ему тропарь, величание и читает канон преподобномученику. Было очень торжественно и трогательно, когда в полумраке храма все отцы монастыря, во главе с игуменом, пели величание отцу Аполлинарию.
На памятной литургии 12 сентября игумен Иероним в проповеди вспомнил житие преподобномученика, подчеркнув, что его родина – Курская губерния, ныне Белгородчина, и что святой взял на себя особый подвиг, покинув свою родину, отправившись на далекий Урал. В знак этого события я преподнес игумену икону Собора Белгородских святых. После службы отец Иероним передал для Белгородчины новые книги «Царей державо» об истории монастырского Крестовоздвиженского собора, автор которых архимандрит Тихон (Затекин) проследил связи святых Царственных страстотерпцев с Верхотурьем и этим храмом, который помогал строить преподобномученик Апполинарий. В книге я нашел несколько фотографий и много ценных сведений для жития святого.
Последним в этот день удивительным событием было мое краткое паломничество в село Меркушино, где подвизался святой праведный Симеон Верхотурский и где был арестован отец Аполлинарий, а также в село Красногорское – место последнего служения преподобномученика.
– Какие еще интересные встречи и события споспешествовали вам в паломническом путешествии?
– Интересно, что с началом почитания преподобномученика Аполлинария связаны неожиданные встречи с людьми из Верхотурья, которые стали происходить задолго до поездки. Одна из них связана с нашим Молодежным крестным ходом, в котором не раз участвовала многодетная мама Елена Воронина, ее супруг и дети. 20 мая, после освящения первой копии иконы преподобномученика, Елене дали эту икону для общей фотографии, и она немного пронесла ее. До этого женщина ничего не знала о верхотурском новомученике. Только на привале она, услышав житие святого, рассказала, что еще недавно жила и работала недалеко от Верхотурья, и, видимо, надо было пройти весь этот путь, чтобы узнать о святом своей родины. Благодаря Елене мне удалось поработать с книгой «История Екатеринбургской епархии», из которой я многое почерпнул в поездке.
Благодаря созданию в социальной сети группы о преподобномученике со мной еще в июле связался православный верхотурский краевед и экскурсовод Владимир Дьяченко, который предложил помощь и сотрудничество в составлении маршрута по местам жизни святого. Несмотря на свою домашнюю занятость, имея семерых детей, Владимир оказал мне неоценимую помощь в посещении Верхотурья, проведя экскурсию и показав место предположительного захоронения отца Аполлинария.
Когда на экскурсии 11 сентября мне напомнили о том, что город Верхотурье, так же как и Белгород, был основан святым благоверным царем Феодором Иоанновичем, у меня возникла идея – предложить властям сделать наши города побратимами. Ведь Белгород был основан именно в этот день, 11 сентября, как раз накануне кончины преподобномученика Аполлинария. Удивительно, но и день именин преподобномученика Аполлинария, то есть день памяти священномученика Аполлинария Равеннского, приходится как раз на день освобождения Белгорода – 5 августа.
Самые удивительные встречи произошли 12 сентября в Преображенском соборе верхотурского монастыря, когда я, по благословению игумена Иеронима, снимал отдельные фрагменты литургии в память 100-летия мученической кончины иеромонаха Аполлинария. В храме ко мне тихонько обратилась прихожанка Тамара, которая, узнав, что я из Белгорода, сообщила, что у заведующей музеем монастыря дочь получила исцеление по молитвам святителя Иоасафа Белгородского. Эту историю еще предстоит записать. Она же мне указала на сидящего в углу храма монаха и сказала, что он носит имя преподобномученика Аполлинария. Иеродиакон Аполлинарий дежурил у мощей преподобного архимандрита Арефы (Катаргина) Верхотурского. Святой Арефа, преставившийся не позднее 1903 года, сам был воспитан уроженцем Курска и верхотурским преподобным старцем Илиёй, и был духовником послушника Афанасия, будущего новомученика Аполлинария. Приложившись к мощам преподобного Арефы, я подошел к семидесятилетнему иеродиакону Аполлинарию, и мы познакомились. Бурят по национальности, он, будучи крещен в 50-летнем возрасте, находится в монастыре с 1998 года. В 2003-м году он принял монашеский постриг с именем Аполлинарий, а в 2005-м рукоположен в сан иеродиакона (к сожалению, сейчас он как диакон не служит по состоянию здоровья). Слушая его рассказ о написании первой иконы преподобномученика Аполлинария и о той радости, которую он испытал от нахождения образа в его келлии, я поразился такой горячей любви монаха к своему святому покровителю. От иеродиакона Аполлинария я услышал и самые утешительные слова о возможности обретения мощей нашего преподобномученика. Он сказал, что молится, и, если мощи преподобномученика Аполлинария будут обретены, надеется сам испросить хоть частичку святыни, чтобы привезти ее на родину святого. Поздравив отца иеродиакона с днем святых именин, я подарил ему житие новомученика.
Будем и мы молиться и надеяться на дальнейшее продолжение истории прославления нашего общего Белгородско-Верхотурского святого.
Святой преподобномученик Аполлинарий, моли Бога о нас!
Тропарь преподобномученику Аполлинарию, глас 3:
Жития постническаго ревнителю / и священства истиннаго образе, / Аполлинарие, верхотурская похвало, / с Павлом Первоверховным вопиял еси: / кто ны разлучит от Любве Божия / ни глад, ни гонения, ни теснота / и всего себе предав в руце мучителей, / тело твое убивающих, души же убити не могущих. / Тем вся сети вражия растерзал еси, / лику новомучеников сопричтен быв на Небесех,/ ходатайством твоим да дарует Господь: / пастырем мудрость, пасомым послушание / и верность заветом отеческим, / да не постигнет нас паки гнев Божий, / но да будем вси едино // во Христе Иисусе, Господе нашем.
P.S. Инициатор изысканий просит всех, кто знает людей с фамилией Масалитинов или Масалитин, обращаться к Павлу Сергеевичу Альбощему по телефону 8‒920‒563‒85‒57, или по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
В статье использованы материалы Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии.
Фото из архива П. Альбощего
С краеведом Павлом Альбощим
беседовал Станислав Минаков
12 ноября 2018 г.
Просмотров: 1246